МБДОУ №24 г. Усть-Лабинск » Главная » Работа с родителями » Развитие памяти у ребенка (упражнения)

Популярное

    Голосование

    dle шаблоны
    Какие секции посещает ваш ребенок?
    Шахматы
    Танцы
    Футбол
    Робототехника
    Иностранные языки
    Рисование
    Музыкальная школа
    Плаванье
    Борьба
    Каток

    Календарь

    «    Октябрь 2020    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
     
    Развитие памяти у ребенка (упражнения)
    Добавил: Andrey | 28-01-2013, 15:37 | Просмотров: 933
    Как часто взрослые, наблюдая, с какой легкостью ребенок схватывает новую информацию, делают прогнозы и строят далеко идущие планы. Через какое-то время оказывается, что не всем нашим планам дано осуществиться. Легкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, мультфильмы, объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание. Ребенок запоминает непроизвольно, другими словами, он запоминает не желая того. Дошкольный период — эпоха господства природной, непосредственной, непроизвольной памяти. К концу дошкольного периода (6—7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Элементы произвольного запоминания — это главное достижение дошкольного периода. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить.

    Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, представления и воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти — наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого (бесконечного в идеале) пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и т. д. Впоследствии ребенок способен усилить свою память с помощью классификации, группировки. Известны положительные примеры, когда психологи и педагоги занимались целенаправленным обучением дошкольников приемами классификации и группировки в целях запоминания (Житникова Л. М. Учите детей запоминать. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1985).

    Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Пожалуй, это является одним из главных условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

    Дошкольник младшего возраста (3—4 года), как показывают психологические исследования, запоминает произвольно чрезвычайно мало материала. В среднем из 15 названных ему слов он запоминает лишь 2,12 слова. Можно с уверенность сказать, что дети этого возраста еще не готовы использовать для запоминания какие-либо вспомогательные средства: картинки, подсказки, вопросы только мешали ребенку запоминать. Значительно лучше обстоят дела с произвольным запоминанием в старшем дошкольном возрасте. Дети 5—7 лет из 15 предложенных слов правильно воспроизводили 4,55 слова. Кроме того, большинство детей этого возраста (более 80%) уже способны привлекать для запоминания вспомогательные средства, в частности, картинки. В этом случае объем запоминания возрастает почти в два раза и составляет в среднем 8,25 слов. По всей вероятности, увеличение количества запоминаемой информации вызвано не только появлением произвольной памяти, но и культурной, опосредованной.

    Развитие природной и культурной памяти у дошкольников
    Для того, чтобы работа по развитию памяти была успешной, предлагаем использовать игры и задания:

    Задание 1. Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить.
    Внимание! Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь.
    Повтори!
    Задание 2. Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы, части? На какие части или группы ты бы разделил эти слова? (Ребенок может называть много вариантов. Это хорошо. Пусть мыслит. Но вы должны подвести ребенка к наиболее правильному ответу. Например: "Вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели...")
    Задание 3. Перечисли, пожалуйста, все слова еще раз.

    Вариант 2:
    Тарелка, малина, брусника, вилка, яблоко, кастрюля, банан, нож, груша, чайник, вазочка, слива.

    Вариант 3:
    Трамвай, нос, велосипед, троллейбус, ухо, лоб, автобус, пароход, глаза, поезд, щеки, самолет.

    Задания те же:
    — воспроизведи все слова;
    — раздели на группы по одному общему признаку;
    — запомни и воспроизведи.
    примечание. Проанализируем игру в слова. Если ребенок запомнил и правильно воспроизвел 6—7 слов без деления на группы, то это говорит о хорошей памяти вашего ребенка.

    Сейчас я назову тебе несколько слов. Постарайся их запомнить.
    Вариант 1. Внимание! Сокол, сито, сосна, старик, сарай, Снегурочка.
    Задание 1. Назови слова, которые ты запомнил.
    Задание 2. Как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов? Чем похожи эти слова?
    Вариант 2. Придумайте иную последовательность слов, начинающихся с одной и той же буквы.

    Примечание. При решении этой задачи не надо требовать от ребенка сразу же правильного ответа. Не старайтесь подсказывать. Пусть ребенок подумает, посравнивает слова, почувствует слово. Эта работа важна не только для развития памяти, но и для развития других умственных способностей, а также для развития речи.

    Гуляем по зоопарку (понадобятся картинки с животными).
    Пусть ребенок закроет глаза и представит, что мы гуляем по зоопарку. «Я буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвал».
    Итак, тюлень, лось, баран, тигр, крокодил...
    Задание 1. Перечисли всех животных, которых ты знаешь.
    Задание 2. Внимательно посмотри на эти рисунки и покажи животных, которых называл я.
    Задание 3. Найди на картинках животных, которых назвал ты.
    Задание 4. Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались.

    Гуляем по лесу (понадобятся картинки с птицами).
    Представь, что мы уже в лесу! Я буду называть тебе птиц. Ты должен вспомнить тех, кого я пропустил.
    Итак, сорока, ворона, ласточка, дрозд, малиновка...
    Задание 1. Назови всех птиц, каких ты знаешь. Для выполнения этого задания можно воспользоваться рисунками (см. приложение, с. 185—193).
    Задание 2. Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить тех птиц, которые были названы в начале игры.

    Заучивание стихов требует активной работы ума.
    Традиционно считается, что для того, чтобы выучить стихотворение, необходима, в первую очередь, память. Разумеется, если ребенок быстро выучил стихотворение, то это показатель силы его памяти. Однако стихи — это такой редкий материал, который учит ребенка чувствовать слово, вслушиваться в интонацию, представлять настроение автора, сопереживать. Наверное, трудно определить, что важнее, поэтому в дальнейшем предлагается определенная работа со стихотворным материалом.

    "Сейчас я прочитаю тебе стихотворение про бобра. Я прочитаю его только один раз. Слушай внимательно!"

    БОБЕР
    Посмотри-ка на бобра:
    Без пилы, без топора
    Валит он в лесу осину —
    Строит в заводи плотину!
    Зубы крепкие бобра
    Поострее топора.
    Н. Костарев


    Задание 1.Скажи, что делает бобер? Зачем он это делает?
    Задание 2.Можешь ли ты нарисовать то, о чем говорится в стихотворении? Нарисуй!
    Примечание. Ребенку при рисовании, скорее всего, потребуется ваша помощь. Можно и нужно обсуждать любые вопросы, связанные с темой. Постарайтесь при этом не повторять стихотворение слишком часто. Когда рисунок будет закончен, спросите ребенка:

    — Расскажи, что ты нарисовал?
    — Расскажи, что бобер делает?
    — Зачем бобер строит плотину?
    — Почему ты нарисовал бобра и его плотину так, а не иначе?

    (Необходимо обсудить с ребенком все нюансы его рисунка: цвет, формы, размеры, контуры т. д.).
    После вопросов-ответов начинайте учить стихотворение. Это окажется достаточно простым долом, так как ребенок уже прочувствовал информацию. Обратите внимание на то, сколько раз вам пришлось повторять стихотворение. Если потребовалось менее 10 повторов, то это говорит о хорошей памяти вашего ребенка.

    БЕЛКА
    Белка сушит сыроежки,
    Лапкой с ветки рвет орешки,
    Все запасы в кладовой
    Пригодятся ей зимой.


    Стихотворение необходимо повторять до тех пор, пока ребенок не сможет рассказывать его без подсказки.

    Загадка.
    Я загадаю тебе загадку, а отгадку прошу тебя нарисовать.
    Что за зверь лесной
    Встал, как столбик под сосной,
    И стоит среди травы,
    Уши больше головы.
    (Заяц)


    Задание. Какими словами можно рассказать про зайца?

    ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
    Например: хитрый; серый; белый; пушистый; шустрый; умный; быстрый; трусливый; .осторожный; всех боится; зимой белый, а летом серый; скачет; бегает; может запутывать следы; ест кору; любит морковку и капусту; прыгает и т. д.

    Задание 2. Вспомни и повтори загадку.

    Осень.
    Я прочитаю тебе стихотворение. Прошу тебя нарисовать то, о чем говорится в этом стихотворении.

    Миновало лето,
    Осень наступила,
    На полях и в рощах
    Пусто и уныло.
    Птички улетели,
    Стали дни короче,
    Солнышка не видно,
    Темны, длины ночи.
    А. Плещеев


    После того, как рисунок будет закончен, стихотворение надо заучить.

    Еще раз про осень

    Если на деревьях листья пожелтели,
    Если в край далекий птицы улетели,
    Если небо хмурое, если дождик льется,
    Это время года осенью зовется.
    М. Ходякова


    Задание. Постарайся мысленно представить эту картину: листья желтые, птицы улетают, дождь... Представил? А теперь вспомни, как про это сказал поэт.

    Где чет дом?
    ЗАДАНИЕ 1. Сейчас я прочитаю тебе стихотворение. Прошу тебя внимательно слушать и постараться запомнить его.

    Воробей живет под крышей,
    В теплой норке — домик мыши,
    У лягушки дом — в пруду,
    Домик пеночки — в саду.
    Эй, цыпленок, где твой дом? —
    Он у мамы под крылом.
    Т. Волгина


    Задание 2. Итак, мы выучили несколько стихотворений, давай вернемся к ним еще раз. Вспомни,, с какого стихотворения мы начинали? Как оно называется? После стихотворения про бобра мы учили стихотворение про белку. Помнишь ли ты что-нибудь из этого стихотворения? Какие еще стихотворения ты помнишь?
    УВАЖАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫЕ!
    Постарайтесь подумать о причинах удачного и менее удачного запоминания некоторых стихотворений вашим ребенком.

    Диагностика культурной памяти
    Ребенку зачитываются слова, которые он должен постараться запомнить и сразу же воспроизвести.
    ИНСТРУКЦИЯ РЕБЕНКУ: «Сейчас я назову тебе несколько слов. Послушай внимательно и постарайся их запомнить».
    ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: Кухня, ваза, крокодил, круг, квадрат, треугольник, рыба, стихи, бобер, белка, осень, дом, Пятачок, Винни Пух, Осел, Еж, Заяц (используйте слова из ранее пройденных заданий).
    ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА:
    Если ребенок быстро и правильно назовет 9—11 слов, то будем считать, что его культурная память выше среднего. В том случае, если ребенок сможет рассказать, как он запомнил слова, мы смело можем говорить, что его культурная, т. е. опосредованная память, находится в развитии (хорошо развивается). Если же ребенок вспомнил меньше 7 слов, то у него слаба и природная, и культурная память.

    Помните, что эти задания однозначно не определяют уровень развития вашего ребенка, достоверное заключение может дать только квалифицированный психолог.

    Использован материал книги Л.В. Черемошкина Развитие памяти детей.
    Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: "Академия развития", 1996.
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
    Категория: Главная » Работа с родителями
    Комментариев: 0
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.