Популярное

    Голосование

    dle шаблоны
    Какие секции посещает ваш ребенок?
    Шахматы
    Танцы
    Футбол
    Робототехника
    Иностранные языки
    Рисование
    Музыкальная школа
    Плаванье
    Борьба
    Каток

    Календарь

    «    Октябрь 2020    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
     
    Учимся говорить и читать
    Добавил: Andrey | 28-01-2013, 13:39 | Просмотров: 676
    Конечно, все мы знаем, что ребеночек слышит звуки и узнает родные голоса еще в утробе матери. И общение с ним уже в этот период очень благотворно сказывается на связи между ним и родителями в будущем. И на его развитие в том числе. Но если говорить об общении именно с ребенком, а не с плодом, то и в этом случае ждать нечего – начинайте с рождения.

    Младенцы быстро растут и развиваются и, в отличие от животных, особенно активно эти процессы проходят в мозгу. Пусть новорожденный еще не умеет различать цвета и четко видеть лица, но уже прислушивается к звуку, реагирует на него ведением глаз по комнате, как бы ищет источник, взмахивает ручками или же напротив – замирает, вслушиваясь в голос, кажется, всем своим телом. Ему явно нравится слушать, поэтому следует уже с рождения разговаривать с малышом много, но ласково и спокойно. К четырем месяцам пассивный слушатель становится активным оратором: он начинает гулить. Распевание звуков является отличной тренировкой и разработкой артикуляционного аппарата. Ребенок экспериментирует с произношением звуков и их сочетаний, а также пытается выразить с их помощью свои эмоции. Очень важно оценить его старания, не оставлять без внимания эти «выступления». Участвуйте в разговоре, превращая его в диалог. Повторяйте услышанное, переспрашивайте, восторгайтесь – ребенок должен знать, что вы его слышите, понимаете, и вам это нравится.

    Уже сейчас можно начать обучение. Если ребенок с удовольствием распевает песенку «ди-ди-ди», предложите ему изучить новую: «на-на-на».
    Очень скоро пение звуков превратится в произношение конкретных слогов. С 6 до 12 месяцев ребенок активно лепечет, начиная с самых простых для него сочетаний: ма-ма-ма, та-та-та, да-да-да, ба-ба-ба. Поначалу они ровным счетом ничего не обозначают, кроме непосредственно речевого развития крохи. Но ближе к году он четко понимает значение и разницу между ма-ма и ба-ба и называет так конкретных людей, то есть маму и бабушку.

    Как только малыш активно залепетал – время проводить первые уроки. Для этого самым лучшим образом подойдет прослушивание сказок. Начинайте с очень коротких фрагментов в несколько минут. Это должна быть простая сказка с чтением и пением. Вы должны понимать, что когда малыш занят игрушкой, он «не слышит». Поэтому подбирайте подходящее для прослушивания время досуга, которое будет одним и тем же изо дня в день. Не удивляйтесь, что поначалу он, возможно, не будет обращать на звучащую сказку никакого внимания. За вторым-третьим разом малыш не просто вслушается в рассказ, но и будет реагировать на услышанное. Правда для этого следует приглашать его к совместному прослушиванию: повторяйте мяуканье или жужжание, звучащее на записи, подпевайте песенку, и тогда ребенок будет участвовать в занятии и очень скоро запомнит весь сюжет сказки. Тогда можно продлевать прослушиваемые фрагменты, задавать ему вопросы: ой, что сейчас будет? кто прискакал?

    В период с 6 месяцев до года очень важно, чтобы ребенок много слушал. Не умаляйте значение простых коротких сказок, общайтесь с ним вне занятий – такими же короткими и простыми предложениями, но несомненно правильно произносимыми. Сюсюканье с детьми недопустимо, если вы хотите, чтобы у них формировалась правильная грамотная речь. Поэтому сразу говорите ребенку «машинка», а не «масынка»; «хороший», а не «халёсий».
    Маленьким деткам очень нравятся короткие стишки и песенки. И даже если ребенок еще не разговаривает, он уже может запомнить стих. Проверьте: рассказывайте ему один и тот же стишок в течение какого-то времени, и однажды «забудьте» правильное окончание строки – малыш тут же отреагирует на ошибку.

    Комментируйте действия и задавайте вопросы
    После года словарный запас маленького говоруна будет стремительно расти. В этот период он активно пытается подражать всем словам и звукам, которые слышит. Задание родителей – комментировать. Сопровождайте словами все, что вы с ребенком видите и делаете. И старайтесь, чтобы эти предложения были максимально короткими и понятными, однако выражали причинно-наследственную связь: «Мы идем в магазин. Купим Саше молоко», «Мама варит суп. Оля будет кушать», «Светит солнышко. На улице тепло».

    Старайтесь не давать ребенку много информации сразу: все постепенно. Сначала ознакомьте его с одним понятием или предметом. Когда ребенок будет узнавать и называть его – только тогда начинайте изучать свойства и характеристики. Например: «Это машина. Машина большая. Машина синяя. Как едет машинка? Б-р-р-р, да машинка едет, б-р-р-р. Машина может возить людей и груз. Посмотри: машина везет песок деткам».

    Не забывайте о том, что любое занятие с ребенком, в том числе и развитие речи, имеет самый больший эффект в форме игры. Показывайте ему картинки в книжке, на кубиках, на карточках, покажите, как едет машинка, играя с ним в песочнице.
    Уже начиная с периода гуленья, задавайте ребенку вопросы в ответ на его «рассказ»: «Правда? Что ты говоришь? До чего же интересно! А потом что?». Позже, когда ребенок начнет не только произносить слова, но и соединять их в простые предложения, также не забывайте об этом. Очень полезно ставить вопросы к прочитанной сказке или описанной картинке: «кто испек колобок?», «где стоит чашка?». Это важно не только в смысле обучения разговору, но и для умения связно мыслить и описывать происходящее, что в будущем может быть очень затруднительным для ребенка. Так что уже сейчас учите его пересказывать сказки и описывать картинки – даже трудно описать, насколько это полезно!

    Не стесняйтесь кривляться
    Чтобы артикуляционный аппарат ребенка развивался быстрее и легче, ему следует в этом помочь. Пока еще дело не дошло до обязательных логопедических занятий, и чтобы оно к ним и не дошло, разрабатывайте артикуляцию сами. Весело и полезно просто кривляться перед зеркалом, вытягивая язык вперед, пытаясь достать им до носа или подбородка, скручивая в трубочку или трепеща им, как крылом. Старайтесь, чтобы в игре были задействованы и язык, и губы, и зубы. Полезно перекатывать языком по щекам, как будто бы у вас во рту орешки. Или цокать им, будто бы едет лошадка. Почаще складывайте губы трубочкой. Деткам очень нравиться задувать свечи и дуть мыльные пузыри – можно убить сразу двух зайцев: и играть, и разрабатывать артикуляцию.

    Пусть работают пальчики
    О значении развития мелкой моторики известно уже давно и много. Не пренебрегайте им и вы. Ведь мелкая моторика и речь непосредственно связанны между собой! При этом не нужно заваливать детскую дорогостоящими «развивалками». Нет ничего интереснее для детей, чем взрослые вещи. И самой настоящей лабораторией в этом смысле может стать ваша кухня. Тем более что это очень удобно: пока вы заняты обедом, малыш развивает мелкую моторику и учится говорить. Он работает пальчиками – вы комментируете, не забыли?

    Позвольте ему поиграть с крупами – это неописуемо полезно и занятно! Дайте возможность помесить тесто, полепить из него, позапускать ручки в муку или сахар. Хорошо бы обеспечить его самыми разными вещичками: по форме (продолговатые, длинные узкие, квадратные, круглые, плоские), по размеру (большие, маленькие, средние, мелкие, крупные), по структуре (шершавые, гладкие, ребристые, мягкие, пушистые).

    Абсолютно все детки любят крышечки, которые можно закручивать и откручивать, а также пуговицы. Только следите за тем, чтобы малыш не наелся чего или не засунул себе в нос или ухо – они ведь экспериментируют! И не следует переживать из-за беспорядка на кухне – это такая мелочь по сравнению с познавательным процессом!

    Хотелось бы еще отметить, что маленьким деткам не следует покупать электронных игрушек. Кубики, мячики, куклы и машинки, разные зверюшки – лучший выбор для развития речи и мышления. В таком случае ребенок становится активным участником игры, имеет возможность побывать в разных ролях, исполнять разные действия и сопровождать их словесно. А электронные игрушки все делают сами, без участия ребенка.

    Оценочная шкала
    Сколько слов должен знать нормально развивающийся ребенок? Эти параметры очень индивидуальны, но ориентироваться все же можно на некоторые данные. Обычно, к первому году жизни детки осваивают около десятка простых слов (мама, папа, дай) и звукоподражаний (ж-ж-ж, у-у-у, ав-ав, ку-ку). А если с ребенком общаются и он гармонично развивается, то к 1,5 годам он может освоить от 20 до 100 слов, а к 2 годам – 100-300 слов! Однако внимание следует обращать не только на количество и темпы освоения новых слов, но и на качество их произношения, особенно после двух лет.

    Важный момент. Вначале дети разучивают звукоподражание (б-р-р-р) и только потом – слово, его обозначающее (едет). Чтобы он вовремя мог переходить от одной формы выражения к другой, всегда называйте предмет или действие в ответ на произнесенный ребенком звук. Услышали звук поезда, и ребенок тут же произнес «ту-ту!» - подтвердите: «да, ту-ту, поезд поехал». Также просите произносить просьбу вслух и не заменять слова действиями. Если малыш показывает пальчиком на дверь, то попросите: «Говори «хочу гулять». Или же если тянется к вам рукой, чтобы что-то взять, прокомментируйте: «Скажи «дай мне печенье».

    Обратите внимание на правильное называние слов. Речь идет именно о слове, а не о его звуковом восприятии. К трем годам ребенок должен уметь произносить слова правильно. Ошибки и запинки в труднопроизносимых звуках в это время во внимание еще не берутся: неправильное произношение звуков [р], [л],[з], [с], [ж], [ш], а также сочетания нескольких согласных оцениваются уже в дошкольном возрасте, поскольку речевой аппарат в 2-3 года еще не развит в достаточной степени. Тем не менее, с трех лет ребенок должен называть слова, а не звукоподражатели или так называемые «контуры»: не «исипед», а «велосипед»; не «ав-ав», а «собачка». Поэтому уже с двух лет следите за чистотой речи. Также обращайте внимание на неправильную замену букв и перекручивание слов, всегда повторяйте за ребенком правильный вариант. Однако берите во внимание, что длинные труднопроизносимые слова ему еще не под силу.

    Логопеды советуют вести дневник новых слов и звукоподражаний, осваиваемых вашим ребенком. И тогда можно будет легко видеть тенденцию к увеличению их числа или замирание процесса на месте. Это поможет своевременно выявить трудности в развитии речи и предпринять необходимые меры для их преодоления.

    Когда рубеж речи взят, появляется новая задача на горизонте: как научить читать ребенка. Для того, чтобы не отбить у ребенка желание читать, нужно заниматься обучением не более 5-7 минут в день. Даже если ребенок не выглядит усталым и просит продолжить, занятие все равно нужно прекратить. Учиться нужно играя.

    Важно привить у детей интерес к процессу. Прежде всего, нужно выучить буквы. Для этого берите кубики и изучайте буковку за буковкой, проговаривая их. У ребенка при этом должно развиваться ассоциативное мышление. Показывая картинки, называйте на эту букву слово – М - мама, А - автобус и т.п. Обычной ошибкой на этом этапе является произношение родителями названий букв алфавита ("А", "Бэ", "Вэ" ... "эМ", "эН" ...), запомнив сочетание, ребенок начнет неправильно читать, правильнее называть звуки ([а], [б], [в] ... [м], [н], ... [э], [йу], [йа]). Освоив буквы, переходите к составлению простых слов из них. При этом старайтесь все обыгрывать. Обязательно поощряйте ребенка за новые результаты. Купите малышу красочную азбуку с множеством НОВЫХ картинок. Если на кубиках А- это был апельсин, то в азбуке это будет автомобиль. После того, как малыш знает все буквы, можно переходить к чтению. Теперь следует купить вторую книжку.

    Там должны быть слоги, простые слова из этих слогов и небольшие предложения. На всех этапах проявляйте изобретательность. Говорите что «КО» - это К пришла в гости к О. Теперь очередь прочтения первых простых слов из 2-3 слогов. Хорошо когда в книге после каждого предложения будет размещена картинка. Так ребенок будет сам себя контролировать, знать, что он прочитал правильно. Когда ребенок освоит чтение по слогам, беритесь за новую книгу, где слова уже не разбиты на слоги. Можно вести электронный дневник, чтобы день ото дня видеть и фиксировать прогресс. Одновременно можно начинать учиться "печатать" буквы, ни в коем случае не заставляйте ребенка писать прописные буквы, моторика в этом возрасте не на столько развита и вы просто можете создать дополнительные трудности на период обучения в школе.

    Любой ребенок очень нуждается в поддержке родителей. Хвалите ребенка даже за незначительные успехи, поощряя на большие подвиги.

    Желаем вам успехов в столь занятном и важном деле!


    Использованы материалы сайта malutka.net и www.chudopredki.ru
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
    Категория: Главная » Работа с родителями
    Комментариев: 0
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.