МБДОУ №24 г. Усть-Лабинск » Главная » Работа с родителями » Правильно ли говорит Ваш ребенок?

Популярное

    Голосование

    dle шаблоны
    Какие секции посещает ваш ребенок?
    Шахматы
    Танцы
    Футбол
    Робототехника
    Иностранные языки
    Рисование
    Музыкальная школа
    Плаванье
    Борьба
    Каток

    Календарь

    «    Март 2021    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
     
    Правильно ли говорит Ваш ребенок?
    Добавил: Irina | 29-11-2013, 10:56 | Просмотров: 332

    Многие родители считают, что не следует вмешиваться в процесс фор­мирования речи, что ребенок подрастет и у него «все само собой исправит­ся», он сам научится говорить. «Нас же никто не учил, - говорят они, - и ло­гопедов никаких не было, и ничего, научились, и они научатся». Это оши­бочное мнение! Ни в коем случае не пускайте все на самотек, если вы запо­дозрили неладное в речевом развитии своего ребенка, лучше перестраховать­ся и обратиться к специалисту, который возможно развеет ваши сомнения и скажет, что у вашего малыша все в порядке, или даст необходимые рекомен­дации, которые помогут вовремя скорректировать процесс формирования ре­чи.

    Для того, чтобы вы смогли правильно оценить уровень речевого разви­тия своего малыша, предлагаем познакомиться с тем, как протекает речевое развитие ребенка в норме. Понятие нормы в данном случае весьма условно - не существует одного, единого для всех детей возраста, когда они начинают разговаривать, многое зависит от индивидуальности ребенка.

    Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка и под влиянием речи взрослых. Ок­ружающая ребенка социальная и речевая среда является не только условием, но и источником развития речи. Без наличия здоровой языковой среды не­мыслимо полноценное речевое развитие.

    Известны случаи так назыемых «детей Маугли», которые в силу раз-

    личных обстоятельств выросли вне речевой среды, вне человеческого обще­ния. Когда их нашли, у них не было речи и более того, полноценной речью такие дети так и не смогли овладеть даже после возвращения к людям, не­смотря на все усилия специалистов, так как сензитивный (наиболее благо­приятный) период для развития именно речи уже прошел.

    Другой пример, у глухонемых родителей, дети с нормальным слухом долго не говорят (иногда до 5 лет), речь у них развивается с особенностями. Эти примеры доказывают, что для своевременного и правильного развития речи необходимо полноценное речевое общение. Чем больше и чаще ребенок повседневно общается с окружающими, тем раньше и лучше начинает гово­рить.

    Для нормального формирования речи необходима определенная зре­лость коры головного мозга и органов чувств ребенка (слуха, зрения, осяза­ния), большое значение имеет психофизическое здоровье ребенка. Отрица­тельное влияние на формирование речи оказывают частые болезни, инфек­ции, травмы, аллергии, аденоиды, отиты, желудочно-кишечные заболевания в раннем возрасте - они ослабляют организм ребенка, снижают его психиче­скую активность.

    Речь начинает развиваться практически с первых дней жизни и прохо­дит несколько этапов развития.

    Самым первым речевым проявлением является крик. Крик носит реф­лекторный характер и является реакцией на различные дискомфортные со­стояния (голод, боль, мокрые пеленки и пр.). У здорового новорожденного крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом.Обычно период младенческих криков длится от рождения до 2 месяцев. На 2-3 месяце крик начинает ка­чественно меняться и у ребенка появляется гуление и смех. Крик меняется в зависимости от состояния ребенка. Малыш по-разному сообщает маме о сво­их потребностях (чувстве голода, дискомфорте, болевых ощущениях и т.д.) и мама по интонации крика легко узнает, что нужно ее ребенку.

    Именно в этот период начинает формироваться интонационный язык, которым ребенок будет пользоваться всю свою жизнь. У большинства здоро­вых детей в это время появляется начальное гуление - «гуканье». Звуки воз­никают в ответ на улыбку и разговор взрослого с ребенком, происходит пе­реход от рефлекторных звуков к звукам общения. Ребенок активнее гулит в присутствии взрослых, у него появляется улыбка и первый смех - повизгива­ние в ответ на эмоциональное общение с окружающими взрослыми, у ребен­ка формируется комплекс оживления (эмоционально-двигательная реакция на появление взрослого). Элементом комплекса оживления выступает гуле­ние, которое отличается  от короткого  гуканья  певучестью.

    Гуление - представляет собой певучее произнесение цепочек гласных звуков, близких к [а, у, ы], часто в сочетании с согласными [г, м]. Насторо­жить родителей в этот период должно отсутствие или недостаточность инто­национной выразительности крика и гуления, однообразное тихое гуление; отсутствие смеха. Гуление важный этап довербального (дословесного) разви­тия речи. В это время наряду с подготовкой речевого аппарата к произноше­нию звуков, осуществляется процесс развития понимания речи, когда малыш учится управлять интонацией.

    Расцвет гуления приходится на 4-6 месяцы жизни. К этому времени малыш осваивает уже национальную специфику эмоционально-выразительного звучания родной речи.

    Крайне негативно влияет на развитие ребенка недостаточность именно эмоционально-положительного контакта со взрослым, особенно наруше­ние взаимосвязи матери с ребенком.

    Вообще, возраст от 2 до 6-7 месяцев относят к числу критических. По­этому положительные материнские эмоции в этот период нужны ребенку для его полноценного развития, как пища и воздух. Разлука с матерью в возрасте с 6-7 мес. и до 3 лет может привести к тяжелейшим расстройствам развития, которые выражаются в виде психической и физической отсталости.

    Наиболее тяжелые и стойкие нарушения психики развиваются у детей, лишенных матерей во второй половине первого года жизни. Даже после усы­новления, будучи окруженными любовью, заботой и вниманием приемных родителей, они испытывают большие трудности при выстраивании нормаль­ных взаимоотношений с окружающими. Их поведение отличается агрессив­ностью, жестокостью, импульсивностью, что является признаками проблем­ного развития личности.

    Подводя итог данным рассуждениям, хочется еще раз повторить, что для младенческого возраста эмоциональное общение ребенка со взрослым НЕ РОСКОШЬ, а условие формирования его психики. Лишение ребенка эмоционально-положительного внимания взрослого в этом возрасте ведет к нарушению развития в целом, и полноценного речевого развития в частно­сти, Молодым мамам следует помнить, что нормальное довербальное (дословесное) развитие на первом году жизни имеет решающее значение для фор­мирования речевой функции в целом и возможно только при адекватном эмоциональном взаимодействии малыша с мамой или другим близким для него человеком, и данного общения не сможет заменить никакая, пусть самая хорошая, няня.

    Следующая стадия развития характеризуется появлением лепета, и длится примерно от 5 до 9 месяцев. На смену гулению постепенно приходит лепет, который представляет собой многократное повторение слогов (ма, ба, па, да, на) под контролем слуха. Ребенок прислушивается к своему лепету и стремится повторить сочетания звуков, произносимых им самим (ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д.), роль слуха при этом весьма велика. Об этом говорит тот факт, что при врожденной глухоте у ребенка имеет место стадия гуления, но характерным является постепенное угасание звуков и полное отсутствие ле пета.

    К 9-10 месяцам, кроме отдельных звуков и звукосочетаний, у ребенка появляются первые лепетные слова. Обычно они состоят из двух одинако­вых слогов: мама, папа, баба, дядя. Считается, что на этой стадии ребенок наиболее чувствителен к интуитивному усвоению родного языка. Данный этап рассматривается как сензитивный (наиболее благоприятный) период для развития речи.

    К концу второго полугодия появляется так называемая предметно-отнесенная речь - умение узнавать в словах людей и предметы. Услышав на­звание любимой игрушки, ребенок поворачивает к ней голову, а иногда и указывает на нее рукой. Чуть позже ребенок начинает уже сам требовать от родителей называть все, на чем останавливается его взгляд. Многие мамы помнят бесконечные хождения по дому с малышом и указательный жест, за­меняющий вопрос: «Что это? А как это называется?». Этому занятию стоит уделить столько времени, сколько хочет ребенок. Это тоже уроки языка.

    К концу первого года или в начале второго, ребенок обычно произно­сит свое первое настоящее слово, осознанно начиная пользоваться речью. К году словарь состоит из 9-12, а иногда и большего количества слов (кис, му, ав, ам и др.). В большинстве случаев девочки начинают произносить слова раньше мальчиков. То же можно сказать и о появлении фразовой речи. Около 1,5-2 лет дети начинает говорить отдельными короткими фразами.

    Речь продолжает развиваться по подражанию, поэтому очень важно, чтобы речь окружающих ребенка взрослых была четкой, правильной, без длинных и сложных фраз, одним словом, служила бы образцом для подража­ния. Мамы детей с ускоренным речевым развитием, как правило, выражают­ся четко, внимательно реагируют на высказывания малыша, подхватывают высказанную им мысль, уточняя и расширяя ее.

    К 2 годам активный словарь, т.е. те слова, которые ребенок активно использует в своей речи, уже насчитывает примерно 250-300 слов, а к 3 го­дам он быстро увеличивается и достигает 800-1000 слов. Речь становится уже полноценным средством общения.

    К концу 3 года жизни ребенок может правильно произносить большин­ство звуков родного языка, но в его речи еще нет шипящих [ш, ж, ч, щ] зву­ков и звуков [р, рь] и [л]. Это является допустимой физиологической нормой для этого возраста и не расценивается как нарушение речи. Наряду с этим, в данном возрасте уже можно заметить неправильное формирование отдель­ных звуков, например, межзубное произношение свистящих согласных зву­ков [с, сь, з, зь, ц], заднеязычное произношение звука [р].

    Для правильного произношения звука [р] необходим хорошо натрени­рованный кончик языка, который может легко вибрировать за верхними зу­бами и достаточной длинная подъязычная связка, которая дает возможность язычку легко подниматься к небу.

    К 5 годам – 6 годам активный словарь увеличивается до 2500-ЗОООслов, фраза удлиняется и усложняется, и у большинства детей заканчивается процесс формирования  звукопроизношения, в его речи появляются шипящие [ш, ж, ч, щ] звуки  и сонорные  звуки [р, рь] и [л].

    К 7 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточно богатый словарный запас и практически овладевает грам­матически правильной речью.

    Таким образом, мы видим, что ребенок за период дошкольного детства практически овладевает речью. В это время у ребенка происходит не просто механическое накопление словаря, не простое копирование взрослой речи и усвоение набора определенных речевых штампов, а постижение и усвоение законов, по которым действует такой сложный живой механизм, как язык. Овладение языком - это не процесс имитации готового, «впитывания» образ­цов, а процесс творческого познания, активного поиска закономерностей взаимоотношений элементов языка, поиск правил, по которым строится соб­ственная речь. Даже очень маленький ребенок может создавать собственные, уникальные высказывания. Остается только удивляться, как такую сложную работу и в такой короткий срок совершает такой еще маленький человечек. Никогда больше в своей жизни он уже не сможет с такой легкостью и столь интенсивно усвоить любой другой язык.

    Вы познакомились с речевым развитием ребенка в норме

    и теперь сможете сами оценить правильно ли развивается речь вашего малыша.

    Лю­бое отклонение от нормы нуждается в консультации специалиста.

    Чем рань­ше выявлено нарушение, тем быстрее и легче его удается исправить.

     

     

    Консультацию подготовил учитель – логопед:

    Манилова Любовь Владимировна.

     

    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
    Категория: Главная » Работа с родителями
    Комментариев: 0
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.