МБДОУ №24 г. Усть-Лабинск » Главная » Методическая копилка » Конспект музыкально-дидактического занятия по слушанию симфонической сказки С.Прокофьева "Петя и волк"

Популярное

    Голосование

    dle шаблоны
    Какие секции посещает ваш ребенок?
    Шахматы
    Танцы
    Футбол
    Робототехника
    Иностранные языки
    Рисование
    Музыкальная школа
    Плаванье
    Борьба
    Каток

    Календарь

    «    Апрель 2018    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
     
    Конспект музыкально-дидактического занятия по слушанию симфонической сказки С.Прокофьева "Петя и волк"
    Добавил: Irina | 25-04-2016, 16:44 | Просмотров: 174

    МУЗЫКАЛЬНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

    ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ

    СИМФОНИЧЕСКОЙ СКАЗКИ С. ПРОКОФЬЕВА «ПЕТЯ И ВОЛК»

        для детей старшего возраста

     
    Цель : познакомить детей с произведением С. Прокофьева «Петя и волк»

     

    Задачи:
    - обучающие: учить детей слушать музыку, понимать её характер и содержание; познакомить с инструментами симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска), с темами героев сказки С. Прокофьева «Петя и волк». 
    -развивающие: развивать звуковысотный, тембровый слух, развивать творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.

    -воспитательные:  воспитывать любовь к классической музыке.

     Оборудование:  мультимедийное оборудование, презентация:С,Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк», портрет композитора С.С.Прокофьева, плакат «симфонический оркестр».


    Ход занятия:

    Муз. руководитель: Ребята, сегодня наша встреча необыкновенная, волшебная. Мы с вами отправимся в путешествие.. Вы любите путешествовать? А вот куда мы сегодня отправимся, вы узнаете, прослушав фрагмент песни.

    Звучит музыка «В гостях у сказки».

    Муз. руководитель: Кто догадался, куда мы отправляемся? Правильно в сказку, не простую, а симфоническую.

    (Звучит фоновая музыка)

    С болота, поросшего ряской,
    С полей, из лесного дупла,
    Певучая, добрая сказка,
    По нотным тропинкам сошла.
    К тесовому дому под ели,
    Тропинка тебя приведет,
    Расскажут о Пете и Волке,
    скрипки, кларнет и фагот. 
    Упрятаны в нотных страницах,
    Поляны, луга и леса.
    Для каждого зверя и птицы 
    у сказки свои голоса:
    Пичугою флейта просвищет,
    Закрякает уткой фагот,
    А злого презлого волчищу,
    Валторны заменят собой,
    Однако к чему торопиться?
    Твоя эта сказка, бери,
    Волшебные – двери страницы,
    В нее поскорей отвори.

    Муз. руководитель: Сегодня мы с вами поговорим о симфонической сказке «Петя и волк», которую написал для детей композитор С.С. Прокофьев. (Слайд 1) Как вы думаете, почему сказка называется «симфоническая»? (Слайд 2). (Ответы детей)

    Муз. руководитель: Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки.(Слайд 3). Многим (даже взрослым людям!) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С. Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

    Педагог обращает внимание детей на плакат «Симфонический оркестр».

    Муз. руководитель: Посмотрите, ребята, сколько различных инструментов собрано в симфоническом оркестре. Здесь есть и струнные, и духовые, и ударные, и клавишные инструменты. Их очень много. Но сегодня мы познакомимся только с некоторыми из них, с теми, которые участвуют в нашей сказке. (Слайд 4-8).

    Каждый персонаж сказки изображается каким-то похожим на него по характеру звучания музыкальным инструментом. У каждого героя есть и своя мелодия, которая звучит всегда, когда он появляется. (Слайд 9).У птички – своя, у кошки – своя. Характер темы может меняться в зависимости от действия, происходящего в сказке, но она всегда узнаваема. Сейчас мы с вами в этом убедимся сами.

    Сказка (слушание).

    Муз. руководитель: Рано утром Петя открыл калитку и вышел на большую лужайку. (Слайд 10). Петя мальчик смелый, находчивый и добрый. Ходит он легко, даже вприпрыжку. Мелодия Пети беззаботная, приветливая, весёлая. Петю изображают струнные инструменты – мягкие, с тёплым тембром. 

    На высоком дереве сидела Петина знакомая птичка. «Всё вокруг спокойно»,- весело закричала она. (Слайд 11). Птичка – хлопотливая, юркая, вёрткая и тема птички такая же – то быстрая, проворная, то лёгкая, порхающая, отрывистая, то более плавная, суетливая, летящая. Птичку изображает флейта. Звук у флейты светлый, лёгкий, высокий. Голоса птички и флейты очень похожи.

    Вслед за Петей, переваливаясь с боку на бок, показалась утка. Она обрадовалась, что Петя не закрыл калитки, и решила выкупаться в глубокой луже на лужайке. (Слайд 12). Утка ходит вперевалку, неуклюже. Мелодия утки медленная, неповоротливая. Музыка изображает эту походку – неторопливую, важную Мелодию утки играет гобой. Он имеет немного гнусавый голос и изображает кряканье очень похоже. Птичка слетает к утке. Утка начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей ― Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет.

    Вдруг Петя насторожился. Он заметил, что по траве крадётся кошка. (Слайд 13). Мелодию коварной, хитрой кошки играет кларнет. Этот инструмент обладает большими возможностями. Он звучит очень подвижно, с разными тембровыми окрасками. Крадущуюся кошку, готовую в любой момент броситься за своей жертвой, он изображает низкими, вкрадчивыми, осторожными звуками. Кошка подумала: « Птичка занята спором? Сейчас я её сцапаю». И неслышно, на бархатных лапках подбиралась к ней.

    «Берегись!» – крикнул Петя, и птичка мигом вспорхнула на дерево. А утка из середины свей лужи, сердито закрякала на кошку.

    Вышел дедушка. (Слайд 14). Он сердился, Что Петя ушёл за калитку. Места опасные. Если из лесу придёт волк, что тогда? Старого дедушку изображает строгая, неторопливая, ворчливая мелодия. Ходит дедушка медленно, с трудом. И музыка медленная, передаёт его тяжёлую поступь. Голос у дедушки низкий. Его мелодию играет фагот – самый низкий деревянный духовой инструмент. Дедушка увёл Петю домой и крепко запер калитку.

    И действительно, не успели Петя с дедушкой уйти, как из лесу показался огромный серый волк. (Слайд 15). Волка изображают три валторны. Их голоса образуют аккорды – некрасивые, резкие, скрежещущие, хриплые. Тема волка устрашающе грозная. Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но волк настигает её и проглатывает.

    Петя с помощью верёвки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка, и, когда тот пытается её поймать, накидывает волку на хвост петлю. Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец верёвки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка ещё туже.

    Из леса выходят Охотники. (Слайд 16). Любимое дело охотников – пострелять и их изображают гром барабанов и литавры. Они давно следили за Волком. Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк.

    Произведение завершается всеобщим шествием. (Слайд 17) В котором участвуют все его персонажи: впереди идёт Петя, за ним Охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади ― дедушка с кошкой, продолжающий ворчать. Слышно тихое кряканье: это подаёт голос Утка, сидящая в животе Волка, который так торопился, что проглотил её живьём.

    Вот и заканчивается симфоническая сказка Прокофьева, в которой много веселой и забавной музыки, много остроумных музыкальных находок.

     Написал ее композитор для того, чтобы познакомить вас с инструментами симфонического оркестра, научить узнавать их звучание .

    Муз. руководитель: Ребята, сегодня мы много говорим о героях сказки «Петя и волк». Мы слушали музыкальные портреты этих персонажей, а еще этих героев можно нарисовать пластически. Передать в двигательных этюдах характерные особенности каждого их персонажей. А поможет нам опять волшебство музыки.

    Пластическая импровизация

    Под каждую из музыкальных тем дети выполняют двигательные импровизации, стараясь передать в танце пластику, мимику и характерные черты, присущие тому или иному персонажу.

    Муз. руководитель: Ребята, вам понравилось наше музыкальное путешествие в сказку «Петя и волк»?

    Муз. руководитель: А как вы считаете, если бы сказку я вам просто прочитала, рассказала сюжет словами, она бы была такая яркая, красочная, волшебная?

    Муз. руководитель: Совершенно верно. Сегодня мы еще раз с вами убедились в волшебной силе музыки, которая помогает нам более ярко и красочно знакомиться со многими интересными вещами. Я предлагаю вам дружить с музыкой и пронести эту музыку через всю свою жизнь, и она вам подарит еще много незабываемых встреч с прекрасным. А в заключении давайте исполним веселую песенку.

    Дети исполняют песню «Песенка - чудесенка». М.Протасова

    Занятие окончено.

     

     

    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
    Категория: Главная » Методическая копилка
    Комментариев: 0
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.