Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
Исследования многих современных авторов показывают, что у 15-20% будущих первоклассников развитие зрительных и зрительно-пространственных функций не готово к решению задач школьного обучения, Для выявления таких детей можно использовать методы исследования зрительно-предметного восприятия, разработанные А. Р Лурия. Для анализа состояния предметного гнозиса он применял методики узнавания реалистических изображений, контурных перечеркнутых и наложенных изображений (фигур Поппельрейтера), а также конфликтных (составных) фигур. Значительный вклад в арсенал методов диагностики зрительных функций внесли нейропсихологии И. М. Тонконогий, Л. И. Вассерман, Я. А. Меерсон. Ими была предложена методика, с помощью которой можно исследовать узнавание незавершенных изображений и изображений в «шуме».
Задания на развитие зрительных функций у детей старшего дошкольного возраста были предложены Т С, Третьяковой. Эти задания предполагают определение предмета по его силуэту, по части контура, подбор изображений предмета к их наложенным контурам, нахождение одинаковых предметов, различающихся деталями. Часть этих заданий можно использовать для исследования зрительных функций в целях дифференциальной диагностики дошкольников. Методики выявления детей с недостаточной сформированностью зрительно-вербальных функций описаны в работах Т. В. Ахутиной, Н. М. Пылаевой. Причем эти авторы отобрали доступные и наиболее чувствительные пробы для детей 5-8 лет. Своевременное выявление детей с недостаточной сформированностью зрительных и зрительно-пространственных функций позволит вовремя провести специальные коррекционно-развивающие мероприятия и подготовить детей к школьному обучению. Более подробно и полно проблема нарушения письменной речи отражена в книге Е. А. Логиновой «Нарушения письма». Хороший практический материал есть у З.Е. Агранович « Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников: наглядное пособие».
Для ребенка, начинающего читать и писать, буква не является простейшим элементом. Она сложна по своему графическому составу, состоит из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу,
В русском алфавите очень много букв, сходных по своему начертанию, Можно выделить две группы графически сходных букв:
1) буквы, состоящие из одних и тех же графических элементов, но различно расположенных (Н - П - И, Ь - Р..);
2) буквы, отличающиеся друг от друга каким-либо элементом (Ь-Ы, З - В, Р - В..,).
Для того чтобы отличить изучаемую букву от всех других букв, в том числе и сходных по начертанию, необходимо осуществить, прежде всего, оптический анализ каждой буквы на составляющие элементы. Поскольку отличие многих букв заключается лишь в различном пространственном расположении одних и тех же элементов, то усвоение оптического образа буквы возможно лишь при достаточном развитии пространственных представлений ребенка.
Процесс усвоения оптического образа буквы осуществляется также на основе способности запоминать и воспроизводить в памяти зрительные образы. Узнавание буквы, как и всякий процесс узнавания, происходит при соотнесении непосредственно воспринятого зрительного образа с представлением о нем.
Таким образом, успешное и быстрое усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций:
1) зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв);
2) зрительного мнемоса (возможности запоминания зрительного образа буквы);
3) зрительного гнозиса (способности восприятия буквы);
4) пространственных представлений.
Работу по развитию данных функций необходимо проводить постоянно, особенно с детьми, имеющими нарушения речи. Целесообразно сочетать такую целенаправленную деятельность с этапами автоматизации звуков, чтобы более продуктивно использовать время занятий с детьми. Предложенные ниже дидактические игры используются на этапе автоматизации звука [р] в словах и предложениях и помогают развивать зрительное восприятие, зрительную память и пространственную ориентировку; решая задачи не только автоматизации звука, но и профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста. Однако, взяв идею и уловив смысл игр, проявив немного творчества и приложив свои умелые руки, данные игры могут использоваться воспитателями на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, на этапах накопления словаря и др.
Дидактические игры
«СТРАННЫЙ ХУДОЖНИК»
В игре используются карточки с нелепыми изображениями (составленными из двух предметов).
Дети должны угадать, что или кого хотел нарисовать странный художник.
«Я - ХУДОЖНИК»
В игре используются карточки с недорисованными изображениями предметов, с пунктирными изображения ми и т. д. Воспитатель предлагает угадать, какой предмет не дорисовал художник, а затем дорисовать и раскрасить его.
«ЗАПОМИНАЙ-КА»
Воспитатель предлагает ребенку карточку с парами картинок для запоминания на 5-10 секунд. Затем предлагает вторую карточку, где отсутствуют картинки второго столбика. Ребенок должен по памяти восстановить пары картинок(более легкий вариант - ребенку выдаются картинки второго столбика, он должен расставить их на свои места; более трудный вариант - ребенок должен самостоятельно нарисовать отсутствующие картинки).
Карточки с парам и картинок можно подобрать в 4 вариантах:
1) использовать слова со звуком [р] в слогах со стечением согласных;
2) использовать слова со звуком [р] в обратных слогах;
3) использовать слова со звуком [р] в прямых слогах;
4) использовать слова со звуком [р] в любых типах слогов.
В качестве примера предлагаются карточки для автоматизации звука [р] в обратных слогах.
«ЧТО ЗДЕСЬ СПРЯТАНО?»
В игре используются карточки с изображениями предметов, наложенными друг на друга (по типу фигур Поппельрейтера). Дети должны угадать и назвать, что здесь нарисовано, обвести каждый предмет.
«ИГРА ТЕНЕЙ»
В игре используются карточки с теневыми изображениями предметов. Детям необходимо узнать предметы, найти им пару и определить какой предмет лишний («Почему?»).
«ЧТО ЭТО?»
В игре используются карточки с изображениями частей какого – либо предмета. Задача ребёнка узнать этот предмет и назвать его. Затем можно предложить собрать этот предмет из уже разрезанных частей.
«КАРТИНА»
Используются картинки с изображениями с различной степенью зашумления. Детям необходимо узнать и назвать, что «спрятал» художник.
Для профилактики оптической дисграфии также используются:
1) зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв):
2) зрительного мнемоса (возможности запоминания зрительного образа буквы):
3) зрительного гнозиса (способности восприятия буквы):
4) пространственных представлений:
Развитие ориентировки в окружающем пространстве проводится в следующее последовательности:
I.Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребёнку, т. е. по отношению к самому себе.
II. Определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку: “Покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева”, “Положи книгу справа (слева) от себя”.
Если ребёнок затрудняется в выполнении этого задания, уточняется: справа, это значит ближе к правой руке, а слева – ближе к левой руке.
III. Определение пространственных соотношений между 2 –3 предметами или изображениями.
Таким образом, профилактика оптической дисграфии
осуществляется приёмами, направленными на развитие зрительного гнозиса,
пространственных представлений и их речевых обозначений,
развитие зрительного анализа и синтеза.
Подготовила учитель - логопед Смирнова Татьяна Викторовна.