МБДОУ №24 г. Усть-Лабинск » Главная » Методическая копилка » "Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста"

Популярное

    Голосование

    dle шаблоны
    Какие секции посещает ваш ребенок?
    Шахматы
    Танцы
    Футбол
    Робототехника
    Иностранные языки
    Рисование
    Музыкальная школа
    Плаванье
    Борьба
    Каток

    Календарь

    «    Октябрь 2020    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
     
    "Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста"
    Добавил: Irina | 23-06-2014, 11:31 | Просмотров: 1244

    Исследования многих совре­менных авторов показывают, что у 15-20% будущих пер­воклассников развитие зрительных и зрительно-пространственных функций не готово к решению задач школьного обучения, Для выявления таких детей можно использовать методы исследова­ния зрительно-предметного восприятия, разработанные А. Р Лурия. Для анализа состояния предметного гнозиса он при­менял методики узнавания реалистических изображений, контурных перечеркну­тых и наложенных изображений (фигур Поппельрейтера), а также конфликтных (составных) фигур. Значительный вклад в арсенал методов диагностики зритель­ных функций внесли нейропсихологии И. М. Тонконогий, Л. И. Вассерман, Я. А. Меерсон. Ими была предложена методика, с помощью которой можно исследовать узнавание незавершенных изображений и изображений в «шуме».

      Задания на развитие зрительных функций у детей старшего дошкольного возрас­та были предложены Т С, Третьяковой. Эти задания предполагают определение предмета по его силуэту, по части кон­тура, подбор изображений предмета к их наложенным контурам, нахождение одинаковых предметов, различающихся деталями. Часть этих заданий можно ис­пользовать для исследования зрительных функций в целях дифференциальной диагностики дошкольников. Методи­ки выявления детей с недостаточной сформированностью зрительно-вербальных функций описаны в работах Т. В. Ахутиной, Н. М. Пылаевой. Причем эти авторы отобрали доступные и наиболее чувствительные пробы для детей 5-8 лет. Своевременное выявление детей с недостаточной сформированностью зрительных и зрительно-пространствен­ных функций позволит вовремя провести специальные коррекционно-развивающие мероприятия и подготовить детей к школьному обучению.  Более подробно и полно проблема нарушения письменной речи отражена в книге Е. А. Логиновой «Нарушения письма». Хороший практический материал есть у З.Е. Агранович « Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников: наглядное пособие».

    Для ребенка, начинающего читать и писать, буква не является простейшим элементом. Она сложна по своему графическому составу, состоит из не­скольких элементов, различно располо­женных в пространстве по отношению друг к другу,

    В русском алфавите очень много букв, сходных по своему начертанию, Можно выделить две группы графически сходных букв:

    1) буквы, состоящие из одних и тех же графических элементов, но раз­лично расположенных (Н - П - И, Ь - Р..);

    2) буквы, отличающиеся друг от друга каким-либо элементом (Ь-Ы, З - В, Р - В..,).

    Для того чтобы отличить изучаемую букву от всех других букв, в том числе и сходных по начертанию, необходимо осуществить, прежде всего, оптический анализ каждой буквы на составляющие элементы. Поскольку отличие многих букв заключается лишь в различном пространственном расположении од­них и тех же элементов, то усвоение оптического образа буквы возможно лишь при достаточном развитии простран­ственных представлений ребенка.

    Процесс усвоения оптического образа буквы осуществляется также на основе способности запоминать и воспроиз­водить в памяти зрительные образы. Узнавание буквы, как и всякий процесс узнавания, происходит при соотнесе­нии непосредственно воспринятого зрительного образа с представлением о нем.

    Таким образом, успешное и бы­строе усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций:

    1) зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв);

    2) зрительного мнемоса (возмож­ности запоминания зрительного образа буквы);

    3) зрительного гнозиса (способности восприятия буквы);

    4) пространственных представле­ний.

    Работу по развитию данных функций необходимо проводить постоянно, осо­бенно с детьми, имеющими нарушения речи. Целесообразно сочетать такую целенаправленную деятельность с этапами автоматизации звуков, чтобы более продуктивно использовать время занятий с детьми. Предложенные ниже дидактические игры используются на этапе автоматизации звука [р] в словах и предложениях и помогают развивать зрительное восприятие, зрительную па­мять и пространственную ориентировку; решая задачи не только автоматизации звука, но и профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста. Однако, взяв идею и уловив смысл игр, проявив немного творчества и приложив свои умелые руки, данные игры могут использоваться воспитателями на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, на этапах накопления словаря и др.


    Дидактические игры

     

    «СТРАННЫЙ ХУДОЖНИК»

    В игре используются карточки с нелепыми изображениями (составленными из двух предметов).

    Дети должны угадать, что или кого хотел нарисовать странный художник.



     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    «Я - ХУДОЖНИК»

    В игре используются карточки с недорисованными изо­бражениями предметов, с пунктирными изображения ми и т. д. Воспитатель предлагает угадать, какой предмет не дори­совал художник, а затем дорисовать и раскрасить его.

     



     

     

     

     

     

     

     

     

     

    «ЗАПОМИНАЙ-КА»

     Воспитатель предлагает ребенку карточку с парами картинок для запоминания на 5-10 секунд. Затем предлагает вто­рую карточку, где отсутствуют картинки второго столбика. Ребенок должен по памяти восстановить пары картинок(более легкий вариант - ребенку вы­даются картинки второго столбика, он должен расставить их на свои места; более трудный вариант - ребенок должен самостоятельно нарисовать отсутствующие картинки).

        Карточки с парам и картинок можно подобрать в 4 вариантах:

        1) использовать слова со звуком [р] в слогах со стечением согласных;

     2) использовать слова со звуком [р] в обратных слогах;

        3) использовать слова со звуком [р] в прямых слогах;

        4) использовать слова со звуком [р] в любых типах слогов.

    В качестве примера предлагаются карточки для автоматизации звука [р] в обратных слогах.



     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    «ЧТО ЗДЕСЬ СПРЯТАНО?»

    В игре используются карточки с изображениями предметов, наложенными друг на друга (по типу фигур Поппельрейтера). Дети должны угадать и назвать, что здесь нарисовано, обвести каждый предмет.


     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    «ИГРА ТЕНЕЙ»

    В игре используются карточки с теневыми изображениями предметов. Детям необходимо узнать предметы, найти им пару и определить какой предмет лишний («Почему?»).


     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    «ЧТО ЭТО?»

    В игре используются карточки с изображениями частей какого – либо предмета. Задача ребёнка узнать этот предмет и назвать его. Затем можно предложить собрать этот предмет из уже разрезанных частей.





     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    «КАРТИНА»

    Используются картинки с изображениями с различной степенью зашумления. Детям необходимо узнать и назвать, что «спрятал» художник.



     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Для профилактики оптической дисграфии также используются:

    1) зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв):

    • ·найти фигуру, букву в ряду сходных. Предлагаются ряды сходных печатных и рукописных букв.
    • ·срисовать фигуру или букву по образцу и после кратковременной экспозиции;
    • ·сложить из палочек фигуры (по памяти, по образцу);
    • ·сконструировать буквы печатного и рукописного шрифта из предъявленных элементов печатных и рукописных букв;
    • ·найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых адекватно предъявленному, второе представляет собой зеркальное изображение;
    • ·показать правильно изображённую фигуру, букву среди правильно и зеркально изображённых;
    • ·дополнить недостающий элемент фигуры или буквы по представлению;

     

    2) зрительного мнемоса (возмож­ности запоминания зрительного образа буквы):

    • игра “Чего не стало?”. На столе раскладывается 5 – 6 картинок, предметов, которые дети должны запомнить. Затем убирается незаметно одна из них. Дети называют, чего не стало.
    • дети запоминают 4 – 6 картинок (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), затем отбирают их среди других 8 – 10 картинок;
    • игра “Что изменилось?”. Воспитатель раскладывает 4 – 6 картинок, дети запоминают последовательность их расположения. Затем воспитатель меняет последовательность картинок незаметно. Ученики должны сказать, что изменилось, и восстановить первоначальное их расположение.

     

    3) зрительного гнозиса (способности восприятия буквы):

    • нахождение отличий двух изображений (например, домиков – рис. )
    • отбор одинаковых геометрических фигур, несколько экземпляров которых предварительно вырезаются из бумаги;
    • подбор фигур одного цвета, одинаковой формы и величины, одинаковые по цвету и форме, различные по цвету и форме;
    • задания на соотнесение формы фигур и реальных предметов (круг – арбуз, овал – дыня, треугольник – крыша дома, полукруг – месяц), а также цвета фигур и реальных предметов.

     

    4) пространственных представле­ний:

         Развитие ориентировки в окружающем пространстве проводится в следующее последовательности:

    I.Определение  пространственного расположения предметов по отношению к ребёнку, т. е. по отношению к самому себе.

    II. Определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку: “Покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева”, “Положи книгу справа (слева) от себя”.

    Если ребёнок затрудняется в выполнении этого задания, уточняется: справа, это значит ближе к правой руке, а слева – ближе к левой руке.

    III. Определение пространственных соотношений между 2 –3 предметами или изображениями.

    • написать буквы, нарисовать фигуру справа или слева от вертикальной линии; 
    • положить кружок, справа от него квадрат, слева от квадрата поставить точку; 
    • соеденить линиями разных цветов все звёздочки, а потом точки, нарисованные на листе нелинованной бумаги ( 10 – 15 точек, звёздочек); 
    • если ребёнок уже знает цифры и умеет считать, то можно у каждой звёздочки (точки) поставить цифру и попросить соединить цифры от 1 до 10 прямыми линиями; 
    • нарисовать по речевой инструкции точку, ниже – крестик, справа от точки – кружок; 
    • определить правую и левую стороны предметов, пространственные соотношения элементов графических изображений букв. 

     

    Таким образом, профилактика оптической дисграфии

    осуществляется приёмами, направленными на развитие зрительного гнозиса,

    пространственных представлений и их речевых обозначений,

    развитие зрительного анализа и синтеза. 


    Подготовила учитель - логопед Смирнова Татьяна Викторовна.

     

    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
    Категория: Главная » Методическая копилка
    Комментариев: 0
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.