МБДОУ №24 г. Усть-Лабинск » Главная » Методическая копилка » Особенности пространственной ориентировки детей дошкольного возраста

Популярное

    Голосование

    dle шаблоны
    Какие секции посещает ваш ребенок?
    Шахматы
    Танцы
    Футбол
    Робототехника
    Иностранные языки
    Рисование
    Музыкальная школа
    Плаванье
    Борьба
    Каток

    Календарь

    «    Ноябрь 2021    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
     
    Особенности пространственной ориентировки детей дошкольного возраста
    Добавил: Irina | 19-12-2013, 10:33 | Просмотров: 653

    Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом. Чем умение различать качества предмета. В формировании пространственных представлении и способов ориентации учувствуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой, обонятельный). У маленьких детей особая роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализаторам.

    Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами).

    В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного расположения предметов и их положения относительно ориентирующегося.

    В более узком значении выражение «пространственная ориентация» имеет в виду ориентировку на местности. В этом смысле под ориентировкой в пространстве мыслится:

    -        определение точки стояния, т.е. местонахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам, например: «Я нахожусь справа от дома»;

    -        определение местонахождения объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве, например: «Шкаф находится справа, а дверь слева от меня»;

    -        определение пространственного расположения предметов относительно друг к другу, т.е. пространственных отношений между ними, например: «Справа от куклы сидит мишка, а слева от нее лежит мяч».

    При передвижении человека в пространстве пространственная ориентация происходит постоянно, включая решение следующих задач: постановку цели и выбор маршрута движения (выбор направления); сохранение направления движения и достижения цели. Только при этом условии можно перейти от одного в другой.

    Ориентировка в пространстве требует умения пользоваться какой-либо системой отсчета. В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе, так называемой чувственной системой отсчета, т.е. по сторонам собственного тела.

    В дошкольном возрасте ребенок овладевает словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям: вперед - назад, вверх - вниз, налево - направо. В период школьного обучения дети овладевают новой системой отсчета - по сторонам горизонта: север, юг, восток, запад.

    Освоение каждой следующей системы отсчета базируется на прочном знании предшествующей. Так установлено, что усвоение учениками 3-4 классов сторон горизонта зависит от умения дифференцировать основные пространственные направления на географической карте. Север, например, ассоциируется вначале у детей с пространственным направлением вверху, юг - внизу, запад - с направлением и восток - с расположением справа. Дифференцировка остальных пространственных направлений обусловлена уровнем ориентации ребенка «на себе», степенью освоенности им «схемы собственного тела», которая, по сути, и является «чувственной системой отсчета».

    Позднее на нее накладывается другая система отсчета - словесная. Происходит это в результате закрепления за чувственно различаемыми ребенком направлениями относящихся к ним названий: вверх, вниз, вперед, налево, направо.

    Таким образом, дошкольный возраст - период освоения словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям.

    Как же ребенок овладевает ею?

    Различные направления ребенок соотносит, прежде всего, с определенными частями собственного тела. Так упорядочиваются связи тела: вверху - где голова, а внизу - где ноги, впереди - где лицо, а сзади - где спина, направо - там, где правая рука, а налево где левая. Ориентировка на собственном теле служит опорой в освоении ребенком пространственных направлений.

    Из трех парных групп основных направлений, соответствующих основным осям человеческого тела (фронтальной, вертикальной и сагиттальной), раньше всех выделяется верхнее что обусловлено, видимо, преимущественно вертикальным положением тела ребенка.

    Вычленение же нижнего направления, как противоположной стороны вертикальной оси, как и дифференцировка парных групп направлений, характерных для горизонтальной плоскости (вперед - назад, налево - направо) происходит позднее.

    Очевидность, точность ориентировки на горизонтальной плоскости в соответствии с характерными для нее группами направления является более сложной задачей для дошкольника, нежели дифференцировка различных плоскостей (вертикальной и горизонтальной).

    Усвоив в основном группы парно противоположных направлений, маленький ребенок еще ошибается в точности различения внутри каждой группы. Об этом убедительно свидетельствуют факты смешения детьми правого с левым, верхнего с нижним, пространственного направления вперед с противоположным ему назад. Особые трудности для дошкольников представляют различение направо - налево, в основе которого лежит процесс дифференцировки правой и левой стороны тела.

    Следовательно, ребенок лишь постепенно овладевает пониманием парности пространственных направлений, адекватным их обозначением и практичности различением.

             В каждой из пар пространственных обозначений выделяется сначала одно, например: под, справа, сверху, сзади, а на основе сравнения с первыми осознаются и противоположные: над, слева, снизу, впереди. Это следует учитывать в методике обучения, последовательно формируя взаимосвязанные между собой пространственные представления.

    Как же ребенок овладевает умением применять или использовать освоенную им систему отсчета при ориентировке в окружающем пространстве?

    Первый этап начинается с практического примеривания, выражающегося в реальном соотнесении окружающих объектов с исходной точкой отсчета.

    На втором этапе появляется зрительная оценка расположения объектов, находящихся на некотором расстоянии от исходной точки. Исключительно велика при этом роль двигательного анализатора, участие которого в пространственном различении постепенно изменяется. Вначале весь комплекс пространственно-двигательных связей представлен весьма развернуто.

      Например, ребенок прислоняется спиной к предмету и только после этого говорит, что предмет этот расположен сзади, касается рукой предмета, находящегося сбоку и лишь затем говорит, с какой стороны от него с правой или с левой - расположен данный объект. Иначе говоря ребенок практически соотносит объекты с чувственно данной ему системой отсчета, каковой являются различные стороны его собственного тела.


    Желаем творческих успехов!

     

    Подготовила

    старший воспитатель

    Шинкаренко Ирина Сергеевна

     

     

    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
    Категория: Главная » Методическая копилка
    Комментариев: 0
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.