МБДОУ №24 г. Усть-Лабинск » Главная » Методическая копилка » Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок у детей дошкольного возраста

Популярное

    Голосование

    dle шаблоны
    Какие секции посещает ваш ребенок?
    Шахматы
    Танцы
    Футбол
    Робототехника
    Иностранные языки
    Рисование
    Музыкальная школа
    Плаванье
    Борьба
    Каток

    Календарь

    «    Ноябрь 2021    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
     
    Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок у детей дошкольного возраста
    Добавил: Irina | 19-12-2013, 10:17 | Просмотров: 1322

    Генезис отражения пространства является научной основой для целенаправленного педагогического руководства процессом формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Основная задача этой работы - совершенствование чувственного опыта пространственного различения и на этой основе создание базы для отражения пространства в понятийно-логической форме. Система работы (Т.А.Мусейибова) по развитию у дошкольников пространственных представлений включает:

    1.      Ориентировку «на себе», освоение «схемы собственного тела»;

    2.      Ориентировку «на внешних объектах»; выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковых;

    3.      Освоение и применение словесной системы отсчета по основным

    пространственным направлениям: вперед - назад, вверх - вниз, направо -налево;

    4.      Определение расположения предметов в пространстве «от себя», когда

    исходная точка отсчета фиксируется на самом субъекте;

    5.      Определение собственного положения в пространстве относительно

    различных объектов, точка отсчета при этом локализуется на другом

    человеке или на каком-либо предмете;

    6.      Определение пространственной размещенное предметов относительно друг друга;

    7.      Определение пространственного расположения объектов при

    ориентировке на плоскости, т. е. в двухмерном пространстве; определение их размещенности относительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они размещаются.

    Работа с самыми маленькими детьми начинается с ориентировки в частях своего тела и соответствующих им пространственных направлений: впереди - там, где лицо, позади (сзади) - там, где спина, справа (направо) -там, где правая рука (та, которой держат ложку, рисуют), слева (налево) -там, где левая рука. Особо важной задачей является различение левой и правой руки, правой и левой части своего тела.

    На основе знания своего тела, т.е. ориентируясь «на себе», становится возможна ориентировка «от себя»; умение правильно показывать, называть и двигаться вперед - назад, вверх - вниз, направо - налево. Ребенок должен устанавливать положение того или иного предмета по отношению к себе (впереди меня - стол, позади - шкаф, вверху - потолок, а внизу - пол).

    Старших дошкольников, знакомят с правилами уличного движения: по какой стороне тротуара следует идти, как переходить улицу, обходить стоящий на остановке транспорт, входить и выходить из него. Освоение этих правил (алгоритмов) прежде всего, связано с дифференцировкой «правого» и «левого» и других пространственных направлений.

    «Выпускники» детского сада должны не только безошибочно устанавливать направления движений, пространственные отношения между собой и предметами, между самими предметами, но и свободно ориентироваться на листе бумаги.

    В процессе обучения дети осваивают значения предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения. Одна группа предлогов отражает многообразие пространственных отношений между предметами, между человеком и предметами, указывает на положение предмета среди других. Вторая группа - передает направление движения к тому или иному предмету или указывает на расположение предмета в процессе движения.

    К первой группе относятся предлоги на - в - сзади - впереди - за -напротив. ВНУТРИ ЭТОЙ группы имеются свои отличия, передающие оттенки пространственных отношений между предметами. Особенно широко и многообразно используются в речи предлоги на и в. Предлог на отражает положение предмета на поверхности другого, а предлог в - внутри чего - либо. Но с помощью этих, же предлогов, указывается место нахождения человека, животного, предмета в пространстве (Сережа стоит в кругу детей); передается передвижение на некоторых видах транспорта (Папа приехал на мотоцикле, а мама на поезде).

    Пространственные отношения между предметами отражаются с помощью предлогов под - над - впереди - перед - за - сзади. С одной стороны, они показывают положение одного предмета по отношению к другому, а с другой стороны, и направление движения по отношению к другому предмету (Лампа висит над столом). Эти же предлоги передают динамику движения, его направления к другому предмету (Ты уронил ложку под стол).

    У предлогов перед - сзади, несмотря на то, что они указывают противоположные пространственные отношения между предметами, имеется общий оттенок - они указывают на близость одного предмета к другому (Перед ребенком стоит чашка с молоком). Наоборот, в другой паре предлогов - впереди - за. Также отражающих противоположные отношения между предметами, общность состоит в том, что в них подчеркивается некоторая отдаленность и непосредственная близость в расположении предметов.

    Пространственное расположение человека или предмета лицом, лицевой стороной (фасадом) к другому человеку или предмету выражается предлогом против (напротив), при этом указывается на близость расстояния между ними (Новый детский сад открылся напротив нашего дома).

    Местонахождение человека, предмета в окружении других предметов или лиц указывается с помощью предлогов среди - вне - посреди (Среди детей стояла воспитательница). На расположение чего - либо в центре указывают предлоги между - вокруг (Подарки детям положили вокруг елки).

    Ко второй группе относятся предлоги, с помощью которых передается направление движения в пространстве. В предлогах к - из-за отражается направление движения к тому или иному предмету или, наоборот, движение изнутри предмета (Девочка идет к маме).

    Движение же по поверхности передается с помощью предлогов по -через. Но отличие между этими предлогами состоит в том, что предлог по не указывает определенного направления, в, то время как предлог через передает как бы путь движения по какой - либо замкнутой территории (Мы шли по лесу).

    Предлоги вдоль - поперек указывают на расположение предметов в процессе движения, или какого - либо действия (Мы шли вдоль реки).

    Кроме предлогов, для обозначения пространственных отношений используются наречия. Одни из них, показывают направление движения и отвечают на вопрос «куда?» (сюда, туда, налево, влево, направо, вправо, вперед, назад, вверх, наверх, вниз, внутрь, наружу), другие же указывают направление движения, но обратного характера и отвечают на вопрос «откуда?» (отсюда, оттуда, слева, справа, спереди, сзади, сверху, снизу, изнутри, снаружи, издалека, отовсюду).

    Третья группа пространственных наречий обозначает место действия, отвечает на вопрос «где?» (тут, там, здесь, слева, справа, впереди, сзади, позади, сверху, наверху, вверху, внизу, внутри, вне, снаружи, везде, всюду, повсюду).

    Работа на занятиях во всех возрастных группах по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве. Главным на них является проведение тщательно подобранных, постепенно усложняющихся по линейно - концентрическому принципу упражнений, заданий - поручений, заданий - требований с предметами и без них. Вопросы, пояснения и разъяснения воспитателя в сочетании с показом, словесные отчеты детей о выполнении заданий, т.е. все многообразие приемов и методов обучения на занятиях направлено на различение, дифференциацию, осознание, точное словесное обозначение основных пространственных направлений в разных практически действенных ситуациях.

    Прежде всего воспитатель учит малышей различать и называть части своего тела: глаза, уши, нос, подбородок, голова, грудь, спина, ноги, руки. Большое значение имеет выделение симметричных частей собственного тела и обозначение их словами правая, левая. Эти знания закрепляются в дидактических играх, например в игре «Кто правильно покажет и скажет?», содержание заключается в следующем: в гости к малышам приходит Петрушка и предлагает детям поиграть - показать и назвать, где у них ноги, руки, правая (левая) рука, притопнуть правой (левой) ногой.

    Особые трудности испытывают дети при дифференцировке правой и левой руки. Необходимо знакомить дошкольников с названием обеих рук одновременно, подчеркивая их различные функции: правой рукой - держат ложку, а левой - кусочек хлеба или поддерживают тарелку. Об этом воспитатель напоминает детям, развивая умение дифференцировать части тела.

    На этой основе начинают целенаправленно формировать у детей опыт ориентировки в пространстве по основным направлениям. В процессе обучения различаемое ребенком направление пространства связывают с представлениями о сторонах собственного тела. Педагог организует многочисленные   упражнения,    в    которых   требуется    воспроизведение направлений по названию, самостоятельное обозначение их словом, показ из статического положения, передвижение в указанном направлении, переход к их различению в процессе ходьбы и бега, при выполнении поворотов.

    Например, воспитатель предлагает флажком указывать направления: вверх - вниз, вперед - назад, направо - налево. Правой рукой показать вперед, левой - вниз, двумя - вверх и т.д. Проводятся упражнения в игровой форме типа »Скажи, где что находится»: ребенок должен назвать, что находится перед ним, что позади, что справа, что слева, что вверху, что далеко, а что близко.

    Постепенно можно увеличивать количество предметов и степень их удаленности от ориентирующегося. Подбирая сначала упражнения только на парные и взаимосвязанные направления, затем следует их давать в любом порядке.

    Другое усложнение заключается в том, что, выполнив поворот на 90° или 180°, ребенок опять должен назвать, где что находится. Таким образом, осознается относительность пространственных отношений. До тех пор пока эта особенность недостаточно осознана детьми и навыки ориентировки у них неточны, следует тщательно продумывать организацию упражнений. При этом воспитатель и дети размещаются так, чтобы можно было выполнять движение всем в одну сторону, одинаково воспринимая пространство.

    Необходимо широко использовать упражнения, требующие дифференцировки основных пространственных направлений в процессе активного передвижения. Дети получают задание найти игрушки, или какие-то предметы, а в словесной инструкции указывается направление поиска: «Направо пойдешь - мишку найдешь, налево пойдешь - матрешку найдешь, и т.д.». Различные варианты таких игр - упражнений должны предусматривать постепенное усложнение ориентировок: увеличение количества предметов, которые надо отыскать, выбор одного направления из нескольких, подсчет шагов, сложный маршрут движения к цели, состоящий из ряда направлений и ориентиров, и т.д. Для облегчения ориентировки в пространстве сложную словесную инструкцию можно давать по частям в ходе выполнения действия. Расчлененная подача инструкции необходима:

    1)      в   работе   с   детьми   младшего   и   среднего   дошкольного   возраста;

    2)      на начальных этапах обучения;

    3)    при    необходимости    исключить    одностороннюю    ориентацию    на предметные ориентиры.

    Постепенно в такие ориентиры можно вводить куклу, другие предметы, однако главная роль остается у ребенка, который «водит» игрушку, отыскивая спрятанный предмет. В конце можно попросить ребенка дать словесный отчет: «Расскажи, как ты нашел эту игрушку». Это помогает ему осмыслить и отразить в речи свои действия. Следует проследить, чтобы дети не подменяли обозначение пространственных направлений предметами ориентирами. Такие игры проводятся вначале в групповой комнате или зале, а затем и на участке детского сада.

    Двигаясь в соответствии с указаниями, меняя направление движения, делая различные повороты, дети упражняются в определении основных пространственных направлений. Во всех этих случаях ребенок ориентируется в пространстве «от себя». Площадь ориентировки необходимо постепенно увеличивать, а также повышать требования к темпу выполнения заданий, вводя в них элементы соревнования.

    Упражнения по различению основных пространственных направлений должны сочетаться с определением местоположения объектов. Такая работа начинается рано и ведется на протяжении всего дошкольного возраста, включая накопление опыта восприятия и понимания пространственных отношений между предметами, развитие умений учитывать и трансформировать их в своей деятельности, овладение соответствующими предлогами и наречиями, т.е. комплексом категорий. Так как важнейшим условием понимания ребенком пространственных отношений между предметами является умение ориентироваться «на себе» «на предметах», то педагогическое руководство должно быть направлено, прежде всего, на совершенствование этих способов ориентировки.

    Детей учат выделять различные стороны у предметов: верхнюю и нижнюю, лицевую (переднюю) и тыльную (заднюю), боковые (правую и левую). Следует также учить дошкольников применять освоенную ими систему отсчета по основным направлениям для определения пространственной размещенности объектов.

    Вначале детям доступны самые простые задания, требующие ориентировки на ограниченной площади при близкой размещенности предметов относительно друг друга. С этой целью проводятся различные дидактические   игры,   упражнения   в   игровой   форме,   игры   -   занятия, небольшие инсценировки, рассматривание картинок и иллюстраций, в которых внимание малышей привлекают к различным вариантам пространственных отношений между предметами, обучая правильно отражать их в речи, используя предлоги и наречия. Например, в поисках мяча, который куда - то закатился, мишка заглядывает под стул, за шкаф, в угол и т.д. Воспитатель при этом применяет некоторые приемы обучения: показ, вопросы, объяснения, которые помогают детям осмыслить пространственные отношения. Полезно ставить ребят в активную позицию, предлагая им размещать игрушки, относительно друг друга в пространстве соответственно различным жизненным ситуациям (куклы встретились и разговаривают - поставить напротив друг друга; они поссорились и отвернулись друг от друга). Пояснения воспитателя должны способствовать не только различению пространственных отношений, но и раскрытию их смыслового содержания.

    Затем дети сами выполняют упражнения, в которых требуется встать в строй или шеренгу и определить местоположение своих соседей, занять место справа (слева) от своего товарища, позади (впереди) и т.п. или отметить, что изменилось («Ира стояла впереди Саши, а теперь позади него»).

    При подборе заданий надо учитывать, что ребенку легче определить положение предмета или собственное местоположение в пространстве относительно другого человека (встать, например, впереди, сзади, справа, слева от товарища), нежели какого - либо предмета, или определить расположение предметов относительно друг друга.

    Работа по определению пространственной размещенности объектов относительно друг друга может быть организована так: в разных углах комнаты воспитатель расставляет группы игрушек. Ребенок должен рассказать, что он видит, подойдя к данной группе предметов; например, в правом переднем углу сидит заяц, справа от него стоит конус с кольцами, а слева от зайца - стол для кукол, перед зайцем лежит морковка, а сзади зайца стоит елка и т.д. Предметы можно менять местами, а ребенок должен точно отражать в речи эти изменения.

    В процессе обучения демонстрацию пространственных отношений между предметами, их различие следует сочетать с активным воспроизведением их детьми (воссоздать пространственное отношение между предметами по словесному указанию).

    Понимание и применение слов, обозначающих пространственные отношения между предметами, является важным фактором, помогающим ребенку осмыслить свой чувственный опыт. Результатом такой работы должна стать свободная ориентировка в пространстве в тех случаях, когда точка отсчета находится вне объекта и, перемещаясь, локализуется на любом объекте.

    Необходимо научить детей ориентироваться не только в трехмерном пространстве, но и на плоскости, т.е. в двухмерном пространстве. Эта работа осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста. У малышей развивают умения проводить линии на листе бумаги сверху вниз и слева направо: «дождик», «дорожки», «ленточки» и т.п.

    В старшем дошкольном возрасте необходимо обратить особое внимание на развитие ориентировки детей на листе бумаги. Это не сразу дается ребенку. Многие дети оказываются недостаточно подготовленными к школе: не знают где у листа бумаги верх, где низ. В этом следует поупражнять детей на занятиях. Прежде всего, необходимо объяснить значение выражений в центре, посередине, справа, слева, сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне справа, по боковой - слева, левый (правый) верхний угол, левый (правый) нижний угол, верхняя (нижняя) строчка и др., затем предложить ряд практических заданий на закрепление этих знаний.

    Одним из эффективных приемов является так называемый «зрительный диктант». На первых этапах дети рассматривают готовую композицию орнамента, анализируют его и воспроизводят по памяти, пользуясь заранее заготовленными геометрическими фигурами. Может быть предложен другой вариант: дети создают орнамент под диктовку воспитателя. Педагог говорит, где какие фигуры следует разместить, но ничего не показывает. Например, положить квадрат на середину листа бумаги, вокруг разместить восемь треугольников (острым углом к квадрату), между треугольниками - маленькие круги, а над треугольниками - квадраты; в левом верхнем и нижнем углу разложить круги, соединив их между собой прямой линией.

    На одном из пробных занятий дети могут самостоятельно создавать орнаменты из готовых геометрических фигур, а затем рассказать, сколько каких фигур они брали и как их разместили.

    На бумаги в клетку дети под диктовку воспитателя проводят отрезки, отсчитывая определенное количество клеток в указанном направлении. Если ребенок не допустил ошибок, то у него получится узор или рисунок.

    На листе бумаги можно разложить цифры. Например, в центре положить цифру 5, справа от нее - 6, а слева - 4; над цифрой 5 положить - 2, справа от нее - 3, а слева -1; под цифрой 5 надо положить - 8, справа от нее - 9, слева от цифры 8-7. Цифры оказались расположенными по порядку в три строки. Воспитатель предлагает назвать их, начиная с первой строчки, «читая» слева направо.

    Аналогично проводятся игровые по форме упражнения по выкладыванию лучинок. Требует сложных ориентировок и дидактическая игра «Полет в космосе», в процессе которой по листу бумаги темного цвета (космос) ребенок перемещает кружок (космический корабль) в соответствии с указанным направлением (маршрутом космического корабля): из середины (центра) в левый верхний угол, затем в правый нижний и т.д.

    Используя специально подобранный иллюстрированный материал и прием «вхождения в картину», следует предлагать детям не только перечислить изображенные на ней предметы, но и определить их пространственное расположение, меняя последовательно точку зрения наблюдателя.

    Наиболее сложные задания связаны с «чтением» графических изображений пространственных отношений и их моделированием детьми в виде рисунка, чертежа, плана, схемы и т.д. Такие упражнения выполняются на занятиях и в повседневной жизни в игровой форме, например; обставить кукле комнату как на рисунке, разведчикам найти спрятанный пакет, пользуясь картой, путешествие на игрушечном автомобиле в строгом соответствии с указанным маршрутом и т.д. Дети осваивают условные знаки для обозначения предметов (геометрические фигуры), пространственных направлений (линии, стрелки) и т.д. От использования готовых схем можно переходить к самостоятельному их составлению. При этом схематическое изображение соотносится с реальной пространственной ситуацией. Анализируя ее, ребенок произвольно трансформирует трехмерное пространство в двухмерное. На основе словесного описания, используя предметные и пространственные ориентиры, можно составлять планы -схемы пути из детского сада домой, в школу, библиотеку, ближайший магазин и т.д. Практически проделывая путь, в план - схему вносят уточнения, дополнения.

    Таким образом, работа по развитию пространственных представлений у детей ведется в разных направлениях, с постоянным усложнением заданий. Это выражается (по данным Т.А.Мусейибовой):

    а)      в постоянном увеличении количества различных вариантов

    пространственных отношений между предметами, с которыми знакомятся

    дети;

    б)      в повышении точности различения их детьми и обозначения

    соответствующими терминами;

    в)      в переходе от простого распознавания к самостоятельному

    воспроизведению пространственных отношений на предметах, в том числе

    между субъектом и окружающими его объектами;

    г)       в переходе от ориентировки в специально организованной

    дидактической среде к ориентировке в окружающем пространстве;

    д)      в изменении способов ориентировки в пространственном

    расположении предметов;

    е)       в переходе от непосредственного восприятия и действенного

    воспроизведения пространственных отношений к осмыслению их логики и

    семантики;

    ж)      в возрастании степени обобщения знаний детей о конкретных

    пространственных отношениях;

    з)       в переходе от определения местоположения предмета относительно

    другого объекта к определению их расположения относительно друг друга.

     

     

    Таковы основные этапы обучения детей дошкольного возраста по разделу «Ориентировка в пространстве» программы развития элементарных математических представлений. Реализация программных требований связана с разработкой системы упражнений как на занятиях, так и вне их с целью совершенствования навыков ориентировки в трехмерном и двухмерном пространстве.

     

     

    Подготовила:

    старший воспитатель  

    Шинкаренко Ирина Сергеевна

     

    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
    Категория: Главная » Методическая копилка
    Комментариев: 0
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.