МБДОУ №24 г. Усть-Лабинск » Главная » Методическая копилка » Закаливание детей дошкольного возраста

Популярное

    Голосование

    dle шаблоны
    Какие секции посещает ваш ребенок?
    Шахматы
    Танцы
    Футбол
    Робототехника
    Иностранные языки
    Рисование
    Музыкальная школа
    Плаванье
    Борьба
    Каток

    Календарь

    «    Ноябрь 2021    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
     
    Закаливание детей дошкольного возраста
    Добавил: Irina | 27-11-2013, 13:17 | Просмотров: 390

    Уважаемые педагоги!

     Мы предлагаем Вашему вниманию консультацию по вопросу закаливания ребенка.                                                                  Под закаливанием следует подразумевать сис­тему мероприятий, направленных к повы­шению выносливости организма, его сопро­тивляемости вредным влияниям, усовер­шенствованию его умения быстро и целесо­образно приспособляться к различным пе­ременам в условиях жизни. Существует и дру­гая сторона закаливания: в ней организм приобретает новые качества. Именно в за­каливании воплощается великий принцип воспитания, принцип, по которому мы из ребенка, каким он есть, должны создать та­кого, каким он может и должен быть со­гласно идеалам культуры.

    Закаливание не ограничивается только физическими методами воздействия. Оно имеет в виду закаливание личности во всем ее своеобразии, укрепление воли, мужества.

    Цели закаливания нам ясны, но нельзя сказать этого о механизме закаливания. Здесь перед нами в высшей степени слож­ное явление. В закаливании речь идет о воздействии на организм и об ответе орга­низма на это воздействие, и поскольку каждый ответ организма на воздействие не есть ответ только мускула или нерва, а является ответом всего организма, постольку механизм закаливания есть не только ме­ханизм мышечный или нервный. Можно утверждать, что в этом механизме участву­ет вся система регуляции жизненных про­цессов: 1) нервная система (в виде цент­ральной и вегетативной нервной системы), 2) химические влияния желез внутренней секреции и 3) сами клеточки тела.

    Факты говорят о том, что и нервная сис­тема, и химические влияния, и клеточные элементы участвуют в закаливании. Одна­ко нет сомнения, что из всех этих элемен­тов первое место принадлежит вегетатив­ной нервной системе, заведующей всеми важнейшими жизненными процессами (дыханием, кровообращением, пищеваре­нием, обменом веществ). И как раз о веге­тативной нервной системе в детском возра­сте мы имеем наиболее скудные данные.

    Закаливание - прежде всего оказывает по­лезное действие на то место, которое под­вергается раздражению, - это главным об­разом кожа: происходит улучшение ее пи­тания, кровообращения. Затем благодаря тому, что закаливание вызывает рефлек­торным путем целесообразные реакции, возникает улучшение и в отдаленных мес­тах тела и, наконец, повышение сопротив­ляемости (иммунитета) всего организма.

    Каковы основные принципы, которых мы должны придерживаться при проведе­нии любого метода закаливания?

    Во-первых, необходима предварительная подготовка организма для закаливания. Во-вторых, нужна большая осторожность в пер­вых шагах закаливания, т.е. при применении закаливания к ребенку впервые, пока мы его мало знаем. В-третьих, систематичность и беспрерывность. Тут на пути встречаются препятствия, но они устраняются, когда за дело берется воспитатель, умело продумы­вающий все мероприятия. В-четвертых, по­степенность, т.е. постепенный переход к бо­лее сильным раздражениям. В-пятых, необ­ходима индивидуализация, которая играет в системе закаливания большую роль. Нуж­но учитывать особенности данного ребенка не только в его настоящем, но и в прошлом. И наконец, в-шестых, требуется контроль, который может быть осуществлен лишь при активном участии врача.

    Остановимся подробнее на вопросе об индивидуализации.

    Принцип индивидуализации - общий принцип воспитания - по отношению к за­каливанию приобретает особую силу.

    Дети нервно возбудимые, подвижные более чувствительны к высоким темпера­турам. По отношению к таким детям нуж­но быть осторожными при применении солнечных ванн. Дети малокровные, исто­щенные, с упадком питания проявляют вы­носливость к солнцу, а по отношению к хо­лоду нужно быть с ними более осторожны­ми. Потеря тепла может оказаться для них вредной. Дети вялые, полные, рыхлые тре­буют методичности, настойчивости в про­ведении закаливания. Наконец, дети изне­женные требуют осторожности.

    В конечном счете приходится все-таки каждого ребенка изучать отдельно не толь­ко с точки зрения общих принципов, но и с точки зрения его личных, индивидуальных особенностей.

    Остановимся на дошкольном возрасте, на его особенностях, имеющих значение для закаливания. Организм дошкольника уже несколько окрепший. Это не ребенок ясель­ного возраста с его крайней общей неустой­чивостью. Дошкольник твердо стоит на но­гах. Его относительная устойчивость выра­жается в большей сопротивляемости и меньшей смертности по сравнению с пре­дыдущим возрастом. Но все же его чувстви­тельность еще повышенная, раздражитель­ность велика. Ребенок дошкольного возрас­та отличается большей пластичностью и гибкостью психофизической организации.

    Таким образом, дошкольный возраст представляет собой, с точки зрения закали­вания, благодатную почву. Огромная роль закаливания в дошкольном возрасте станет еще яснее, если учесть, что именно тогда, когда закаливание проводится систематиче­ски, с раннего детства, мы получаем благо­творные результаты на всю жизнь, и, наобо­рот, если в детстве ребенок был изнежен, то это может привести к тяжелым последстви­ям. То, что не страшно для взрослого, зака­ленного с детства, например струя холодно­го воздуха, даже сквозняк, то для человека незакаленного может оказаться опасным.

    Для педагога, для заведующего детским садом, для врача самое важное - усвоить метод внедрения закаливания в повседневную жизнь. Вовсе не нужно, чтобы закали­вание применялось в экстраординарных случаях и только в специальных формах (солнечные, воздушные ванны и т.д.). Сол­нечная ванна имеет колоссальное значе­ние, но, может быть, еще большее значение имеет применение изо дня в день закалива­ния, приучение ребенка к такой температу­ре помещения, которая не изнеживает; точ­но так же важно систематическое приуче­ние к температуре воды для умывания ни­же той, которую мы обычно употребляем.

    Основными средствами закаливания служат самые естественные факторы, кото­рые необходимы для жизни и здоровья: воздух, вода и солнце.

    Нет, поэтому никакой надобности прово­дить резкую грань между средствами охра­ны и укрепления здоровья и средствами за­каливания. К перечисленным выше естест­венным средствам закаливания следует присоединять еще закаливание при помо­щи движений, закал мускулов.

    Начнем с воздуха как наиболее доступ­ного, наиболее действительного и... наиме­нее используемого средства закаливания. Поистине странным является тот факт, что люди, которые живут в воздушной стихии, чувствуют враждебность к струе свежего воздуха. Создание дружелюбного отноше­ния к свежему воздуху является  одной из задач физического воспитания.

    В целях повседневного закаливания сле­дует часто в присутствии детей открывать зимой (при тихой погоде) форточки, на ко­роткое время снижать температуру, посте­пенно довести до 15-14 °С, затем закры­вать их. Таким образом, дети будут привы­кать к более низким температурам.

    Каково действие воздуха на организм? Мы все великолепно знаем, насколько воз­дух, свежий и чистый, важен для жизни и здоровья. Только дыхание чистым возду­хом может обеспечить доставку клеткам нужного количества кислорода, качествен­но хороший состав крови, достаточно энер­гичный обмен веществ. Есть данные, кото­рые показывают, что на открытом возду­хе обмен веществ на 40% больше, чем в за­крытом помещении. Чистый воздух явля­ется благотворным для нормальной дея­тельности нервной системы, и, наоборот, часто причиной не только малокровия, но и нервных заболеваний является дыхание спертым, испорченным воздухом плохо проветриваемого помещения.

    Все это показывает, что забота о свежем воздухе должна стоять в центре внимания воспитателей и родителей. Если воздух не­обходим для жизни, чистый воздух - для здоровья, то для закаливания имеет значе­ние холодный воздух. Холодный воздух действует на дыхательный аппарат как сво­его рода укрепляющий и закаливающий душ. На коже он производит сокращение мельчайших кровеносных сосудов с после­дующим расширением их и таким образом вызывает правильное, целесообразное рас­пределение крови. Во всем организме под влиянием холодного воздуха усиливаются окислительные процессы, повышается об­щий жизненный тонус (напряжение).

    Закаляющим средством является про­хладный и холодный воздух, и мы должны использовать его и в ненастные, и в мороз­ные дни: если законом физического воспи­тания является ежедневное пребывание в течение трех-четырех часов на открытом воздухе, то в интересах закаливания этот за­кон, по возможности, не должен нарушаться в любое время года. У нас есть воспитатели, которые доказывают, что при внимательном оборудовании участка и умелой организа­ции подвижных игр и занятий дети могут даже в морозные зимние дни проводить до­статочно времени на открытом воздухе, ук­репляя и закаляя свои силы. Для иллюстра­ции приведу выдержки из дневника воспи­тательниц детского сада Свердловска:

    «28.XII. Температура -22°. Дети наполо­вину ослабленные, предрасположенные к туберкулезу. Перед прогулкой смазка щек вазелином. Дети одеты тепло, у всех вален­ки и теплые рукавицы. Продолжитель­ность прогулки 2 часа (от 10 ч. 30 м. до 12 ч. 30 м.). Настроение после прогулки бо­дрое, жизнерадостное. Дети с большим ап­петитом обедали, скоро уснули».

    Возможность такой длительной прогул­ки достигалась не только умелым оборудо­ванием участка, разнообразным и правиль­ным набором игр, но и умелым и внима­тельным уходом за отдельными детьми, сменой одних занятий другими.

      В качестве весьма доступного и действи­тельного метода закаливания при помощи воздуха следует рекомендовать воздушные ванны. Их можно начать применять уже в ранние годы жизни (с 2 лет). Зимой еже­дневно (или через день) до завтрака или после дневного сна дети сперва в майках, а затем в одних трусиках принимают воз­душную ванну в сухой, теплой и предвари­тельно хорошо проветренной комнате (не­обходимо следить за тем, чтобы с пола не дуло). Первые сеансы должны проходить при температуре в комнате 20-18 °С, по­степенно она может быть доведена, смотря по физическому состоянию и самочувствию ребенка, до 15-12 °С. Продолжительность ванны должна увеличиваться от 1-3 мин. до 15 мин. Во время воздушной ванны все де­ти делают энергичные движения (подвиж­ные игры, физкультурные занятия).

    В теплое время дети принимают воз­душные ванны в тени (в саду, в лесу, на пло­щадке). Продолжительность - от 15 мин. до 1 часа. Систематическое применение воз­душных ванн является лучшим предохра­нительным средством от простудных заболеваний, уменьшает восприимчивость к гриппу, делает более редкими осложнения кори и коклюша.

    Используя закаляющее действие возду­ха путем систематического кратковремен­ного понижения температуры в помеще­нии, путем пребывания на воздухе в нена­стную погоду и в морозные дни, мы приве­дем организм в состояние более устойчивого равновесия, а в этом заключается сущность закаливания.

    Применение воды как закаляющего сред­ства требует большей осторожности, чем ис­пользование воздуха. Именно вследствие неосторожного пользования водой и дети, и взрослые нередко становились в прошлом жертвами чрезмерного увлечения закалива­нием. Ценными качествами воды как сред­ства закаливания является разнообразие способов применения и точность дозировки (температуры, продолжительности, силы давления). По отношению к закаливанию водой следует пользоваться тем же мето­дом, как и по отношению к воздуху, - мето­дом повседневного систематического при­учения к более прохладной воде. Нужно с ранних лет при умывании постепенно пере­ходить от комнатной воды к более прохлад­ной (до 15 °С) и постепенно обмывать те ча­сти тела, которые обычно закрыты.

    Очень полезным и вполне доступным (особенно в семье) методом применения воды для укрепления и закаливания ребен­ка являются обтирания. Они производятся следующим образом: широкое полотенце намачивается, выжимается; вытираются последовательно грудь, спина, верхние и нижние конечности в течение 3-5 мин., по­ка не покраснеет кожа. Полезно, чтобы ре­бенок научился сам производить обтира­ние доступных ему частей тела. Температу­ра воды для обтирания сначала 30 °С, по­том постепенно понижают до 22 °С. Благо­творный результат обтираний зависит не только от действия воды, но и от массажа кожи.

    Ванны. Для целей закаливания ванны следует начинать с температуры 34 °С, по­степенно доводя до 30-29 °С с последую­щими обливаниями на 2° ниже. Необходи­мо следить (как и во всех случаях примене­ния воды), чтобы вода не попадала в уши. Есть дети, на которых ванны действуют расслабляюще. Систематическое применение ванн у таких детей должно быть от­ставлено.

    Душ. При контроле и правильном при­менении душ может служить и приятным гигиеническим средством, и полезным спо­собом закаливания. Душ действует на ко­жу, а через нее на нервную систему и как тепловой, и как механический раздражи­тель. Удобство его заключается в том, что сила раздражения может быть с большой точностью дозирована путем регулирова­ния температуры и давления (высоты па­дения). Воду для душа надо брать сначала тепловатую - 32-33 °С и постепенно пони­жать температуру, доводя ее до 28-26 °С. Встречаются малокровные, нервные, чув­ствительные дети, на которых душ произ­водит неблагоприятные действия, в таких случаях его нужно отменить. Душ можно с успехом заменять обливанием из обыкно­венного ведра или лейки с небольшой вы­соты (150-170 см от земли).

    Купанье. Купанье очень полезная и при­ятная форма пользования водой и для ги­гиенических целей, и для закаливания. Пе­ред началом летнего купанья следует хоро­шо подготовить пляж, очистить его от му­сора и грязи, установить на нем скамейки. Внимательному осмотру должно быть под­вергнуто дно реки там, где детям предстоит купаться. Если берег обрывистый, течение быстрое, дно илистое, то от купанья детей следует отказаться.

    Необходимо установить постоянный внимательный присмотр за каждым ребен­ком. Лучше всего, если присмотр возьмут на себя два надежных лица. Одновременно должна купаться только небольшая группа детей (шесть-восемь). При первом купа­нии температура воды должна быть не ни­же 22 °С, впоследствии дети могут купать­ся при температуре более низкой, однако не ниже 20 °С. Вначале нельзя позволять детям купаться более 2-3 мин., впоследст­вии можно разрешить более продолжи­тельное пребывание в воде (до 8 мин.) в зависимости от вида и самочувствия де­тей после купанья. Если ребенок после ку­панья зябнет, стучит зубами, дрожит, поси­нел («второй озноб») в момент погруже­ния в воду происходит сужение кожных сосудов, вследствие чего ощущается крат­ковременный озноб («первый озноб»). Вскоре наступает реакция, сосуды расширяются, и тело согревается. Если через рас­ширившиеся сосуды тело отдает слишком много тепла, наступает «второй озноб», значит, или купанье было слишком про­должительное, или вообще ребенок плохо переносит его. Больше одного раза в день детям нет надобности купаться. Не следует купаться натощак; после купанья надо хо­рошо обтереть тело. Важно, чтобы начатые купанья по возможности не прерывались. Необходимо следить за тем, чтобы дети во время купанья были в движении.

    Из всех факторов, влияющих на живой организм, самый могущественный - солнце. Не так давно царило большое увлече­ние солнцем, продолжительность солнеч­ных ванн даже у детей определяли часами. В настоящее время наблюдается охлажде­ние; некоторые склонны вовсе отказаться от применения солнечных ванн. Такой рез­кий поворот ничем не оправдан. Много­численные исследования и наблюдения до­школьных врачей и воспитателей свиде­тельствуют об укрепляющем и закаляю­щем влиянии солнечных ванн на детский организм.

    Солнце, действуя непосредственно на кожу, вызывает прилив крови к ней и тем улучшает ее питание и усиливает ее дыха­тельные функции. Солнечный свет способ­ствует увеличению числа красных кровя­ных шариков, нарастанию мускулатуры, улучшению сна. Он ускоряет обмен ве­ществ и действует оживляющим образом на душевное состояние ребенка. Здоровый ребенок, купающийся в лучах солнца, ста­новится бодрым и жизнерадостным. Необ­ходимо отметить еще, что лучи солнца уби­вают туберкулезные бациллы и многие другие болезнетворные микробы.

    Глубокие изменения, которые произво­дит свет солнца в организме, связаны с дей­ствием не столько видимых тепловых, сколько невидимых химических, так назы­ваемых ультрафиолетовых лучей. Важно непосредственное действие лучей на тело, так как даже чистое оконное стекло погло­щает 90% химических ультрафиолетовых лучей. В последнее время доказано, что под влиянием непосредственного действия ультрафиолетовых лучей солнца в коже че­ловека образуется особое вещество, предо­храняющее от рахита, сходное с аитирахитическим витамином D.

    Загар, получающийся под влиянием солнца, также обязан своим возникновени­ем действию химических ультрафиолето­вых лучей. Он является защитным сред­ством, предохраняющим в известной мере тело от перегревания, придающим орга­низму большую устойчивость. Необходи­мо, впрочем, отметить, что в результате из­лишней погони за загаром, превращаю­щейся в спорт, могут получиться ожоги и тяжелые изменения в организме.

    Площадку для солнечных ванн следует устраивать в сухом, обращенном на юг, от­крытом, но защищенном от ветра месте. Солнечным ваннам должны предшество­вать в качестве подготовительной меры воздушные ванны. Первые сеансы непро­должительны, их следует начинать с 1 мин. на каждую сторону тела, которую ребенок последовательно подставляет действию солнечных лучей. Постепенно удлиняют время лежания и, в зависимости от само­чувствия и состояния ребенка, доводят до 25-35 мин. Ребенок должен лежать на по­лотняной кроватке или одеяле. Голова его должна быть покрыта белым платком и об­ращена в противоположную солнцу сторо­ну. При лежании на боку свободная рука должна быть закинута за голову для того, чтобы солнечные лучи могли действовать на подмышечную область, в которой зало­жены лимфатические железы. После сол­нечной ванны полезно обливание водой, нагретой на солнце до 25°.

    Летом лучшее время для солнечных ванн от 10.00 до 11.30 часов; в южных обла­стях - от 8.00 до 10-11 час; сеансы следует прекращать за час до обеда. Необходимо следить за тем, чтобы не было ожогов, и своевременно делать перерывы. При жало­бах ребенка на головную боль, слабость на­до прекратить солнечную ванну. При при­менении солнечных ванн у здоровых детей следует придерживаться основного прин­ципа, установленного для лечения боль­ных: необходимо активное участие, кон­троль врача в выборе места для солнечных ванн, в инструктировании персонала, в от­боре детей, которые нуждаются в особом наблюдении. Там, где это участие не может быть обеспечено, лучше совсем отказаться от солнечных ванн.

      Постепенное снижение температуры до­стигается проветриванием в присутствии детей при тихой погоде, кратковременное понижение на 4°. К естественным средст­вам закаливания следует отнести также движение. По существу движение является для ребенка таким же естественным, необ­ходимым условием жизни и здоровья, как воздух, вода и солнце. Работа мышц оказы­вает огромное влияние на кровообраще­ние, дыхание, обмен веществ. В медицине двигательные упражнения (активные и пассивные) заняли видное место в лечении многих болезней (сердца, пищеваритель­ного аппарата, обмена веществ). Мышеч­ные упражнения бывают троякого рода: 1) на силу, 2) на скорость и 3) на выносли­вость. Для закаливания детей дошкольного возраста представляют интерес упражне­ния на выносливость. Таковыми являются главным образом упражнения в ходьбе.

    Систематическая, осторожно проводи­мая тренировка уменьшает утомляемость мышц, увеличивает образование веществ, служащих источником мышечной силы, и ускоряет удаление продуктов, вызываю­щих утомление. Тренированный ходок бо­лее экономно тратит энергию, и поэтому ему доступна более продолжительная ходьба, чем нетренированному или (то же) незакаленному. Постепенно удлиняя время прогулки, мы можем довести ее до такой продолжительности, которая, не ис­тощая сил, будет служить целям закалива­ния. Если, например, с маленькими детьми (5-6 лет) начинать прогулки продолжи­тельностью в 10-15 мин. с пятиминутным перерывом, то в конце лета можно довести их до 25 мин., со старшими детьми можно удлинить время прогулки в один конец до 35 мин. (с пятиминутным перерывом).

    Тренировка в ходьбе с ранних лет может играть большую роль в повышении работо­способности и выносливости детей. Для нас в высшей степени важно, чтобы новое поко­ление выросло тренированным, закаленным. Для этой цели мы должны использовать все, что дает опыт и оправдывается наукой.

    В заключение нужно еще раз подчерк­нуть, что в данной статье закаливание рас­сматривалось лишь в системе физического воспитания. Но закаливание не может вес­тись одними только физическими методами. Подлинное закаливание возможно только в здоровой, правильно организованной пси­хической атмосфере, в которой нет постоян­ной настороженности, неуверенности, в ат­мосфере, проникнутой твердостью, спокой­ствием, мужеством. Если же, система закали­вания ограничивается только физическими методами, если на лицах и в действиях мате­ри и отца ребенок часто видит проявления страха, малодушия, если воспитатель прояв­ляет растерянность и чрезмерную тревогу при появлении у ребенка ушиба, если взрос­лые неправильно ведут себя во время болезни ребенка, преувеличи­вая опасность и проявляя волнение в присутствии детей, то, в таких случаях подлинного закала не мо­жет быть.

    Правильно построен­ная физическая культура ставит, таким образом, своей целью не только со­хранение здоровья и уст­ранение с пути ребенка всего вредного, но и ак­тивное использование всех средств, ведущих к укреплению сил ребенка.

    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
    Категория: Главная » Методическая копилка
    Комментариев: 0
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.